Что скрывается в газовом соглашении Молдовы и РФ
1 ноября Россия возобновила поставки газа в Молдову после продлившегося ровно месяц перерыва.
Это был месяц газового кризиса, когда страна официально жила в режиме чрезвычайной ситуации, брала газ в долг у Киева, искала поддержки на Западе и готовилась к тому, что придется входить в холода без российских поставок. Западные медиа в это время писали о шантаже и политических требованиях со стороны РФ в адрес новой молдавской власти.
Впрочем, в конце октября все изменилось.
Россия остановила давление и согласилась подписать договор. Да еще и долгосрочный. Да еще и на условиях, выгодных Кишиневу . Правда, добавив в контракт дополнительный межправительственный протокол. Как удалось «убедить» «Газпром», что будет сопровождать газовое соглашение и каких угроз стоит (или не стоит) ждать на молдавско-российском направлении.
Безгазовое государство
Две недели назад многих удивила новость о том, что Украина, которая сама страдает от панъевропейского газового кризиса, будет поставлять в Молдову газ в долг – Кишинев вернет его позже, и не деньгами, а тоже газом.
Эта новость взбудоражила часть украинского политикума – мол, «не такие мы богатые, чтобы дефицитным газом разбрасываться». Эмоции немного сбавило то, что речь идет о незначительных, как для масштабов Украины, объемах – 18 млн кубометров, или 0,08% от запасов газа в наших хранилищах.
Это «копеечный» объем даже для маленькой Молдовы, общегодовое потребление газа которой превышает 1 млрд кубов.
Но для Кишинева они были критическими.
Молдавские власти не признавали этого, но на самом деле страна была на грани катастрофы.
Газовая система Молдовы в те дни балансировала на сверхнизком давлении. После того как 30 сентября истек предварительный пятилетний контракт с россиянами, выяснилось, что брать газ неоткуда. В Молдове нет ни одного подземного хранилища; отсутствуют также газовые месторождения. Государство не просто на 100% зависит от импорта, но также зависит и от того, чтобы этот импорт был непрерывным.
Важно подчеркнуть: «настоящей» газовой блокады со стороны РФ, в Молдове не было: Россия продолжила поставки, но по более высокой цене и в меньшем объеме, которого не хватало. Удерживать давление в газопроводе на минимальных значениях позволяли только погода (октябрь был аномально теплым), меры экономии (даже каникулы решили начать раньше, чтобы не тратиться на отопление школ), а также «газовые инъекции» типа той, которую предоставила Украина.
Следует добавить, что газовая система Молдовы построена таким образом, чтобы поставки были исключительно из РФ. Лишь несколько лет назад Кишинев начал работать над альтернативными путями доставки и построил газопровод из Румынии, но он не перекрывает потребности всей страны.
Еще большую проблему создает то, что ряд линий газоснабжения проходит через неподконтрольную территорию, то есть через Приднестровье.
Так была построена советская система газоснабжения. Более того, схожая проблема есть и у Украины: газ на юг Одесской области идет транзитом через Молдову, с основной веткой тоже через Приднестровье. И пока другие пути поставки не построены, надо осознавать: в случае газового коллапса в Молдове он ударил бы и по нашим гражданам и населенным пунктам.
Это, кстати, было одним из аргументов в пользу того, чтобы помочь соседям пройти кризисный период.
О газе для Приднестровья подробнее – далее в тексте. А сначала – о том, чем же завершились переговоры с российским газовым монополистом.
Что не продали за газ?
В западных СМИ, таких как Financial Times, появились слухи о том, что условием РФ для возобновления поставок газа является пересмотр соглашения об ассоциации Молдова-ЕС и даже возможный геополитический разворот Кишинева, многие восприняли это на веру. А опровержениям Москвы, напротив, мало кто поверил.
Впрочем, источники в Кишиневе не подтверждают информацию, что это предлагалось как предмет переговоров. По нашим данным, были только намеки на такую возможность – но никаких дискуссий на эту тему не было. И тем более не было того, что можно трактовать как «условие» или «требование» РФ для возобновления поставок газа.
Кто именно запустил эти слухи в СМИ, доподлинно неизвестно – была ли это Россия с ее умением «поднимать ставки» параллельно с важными переговорами или, наоборот, речь идет о попытке правительства Молдовы поддержать свои переговоры с Западом о поддержке в кризисный период. Впрочем, самое важное то, что итоговая газовая договоренность, заключенная между Молдовой и РФ, не содержит ни намека на подобные политические условия… но содержит другие.
Газовое соглашение состоит из двух документов.
Следует добавить, что газовая система Молдовы построена таким образом, чтобы поставки были исключительно из РФ. Лишь несколько лет назад Кишинев начал работать над альтернативными путями доставки и построил газопровод из Румынии, но он не перекрывает потребности всей страны.
Еще большую проблему создает то, что ряд линий газоснабжения проходит через неподконтрольную территорию, то есть через Приднестровье.
Так была построена советская система газоснабжения. Более того, схожая проблема есть и у Украины: газ на юг Одесской области идет транзитом через Молдову, с основной веткой тоже через Приднестровье. И пока другие пути поставки не построены, надо осознавать: в случае газового коллапса в Молдове он ударил бы и по нашим гражданам и населенным пунктам.
Это, кстати, было одним из аргументов в пользу того, чтобы помочь соседям пройти кризисный период.
О газе для Приднестровья подробнее – далее в тексте. А сначала – о том, чем же завершились переговоры с российским газовым монополистом.
Что не продали за газ?
В западных СМИ, таких как Financial Times, появились слухи о том, что условием РФ для возобновления поставок газа является пересмотр соглашения об ассоциации Молдова-ЕС и даже возможный геополитический разворот Кишинева, многие восприняли это на веру. А опровержениям Москвы, напротив, мало кто поверил.
Впрочем, источники ЕвроПравды в Кишиневе не подтверждают информацию, что это предлагалось как предмет переговоров. По нашим данным, были только намеки на такую возможность – но никаких дискуссий на эту тему не было. И тем более не было того, что можно трактовать как «условие» или «требование» РФ для возобновления поставок газа.
Кто именно запустил эти слухи в СМИ, доподлинно неизвестно – была ли это Россия с ее умением «поднимать ставки» параллельно с важными переговорами или, наоборот, речь идет о попытке правительства Молдовы поддержать свои переговоры с Западом о поддержке в кризисный период. Впрочем, самое важное то, что итоговая газовая договоренность, заключенная между Молдовой и РФ, не содержит ни намека на подобные политические условия… но содержит другие.
Газовое соглашение состоит из двух документов.
Первый – это, собственно, газовый контракт между двумя коммерческими структурами-монополистами, «Газпромом» и «Молдовагазом». Подписей чиновников под ним нет, в нем речь идет чисто о финансовых/контрактных условиях. Политических положений в этом соглашении просто не может быть, потому что они не будут иметь силы и не будут исполнены сторонами. К сожалению, полный текст газового соглашения, как это обычно бывает с коммерческими договорами, не обнародуется, потому что оно защищено нормой о неразглашении, хотя его базовые параметры известны.
Второй документ – это «политический протокол», политическое заявление Молдовы о готовности к выполнению дополнительных условий. Он заслуживает отдельного анализа, а прежде – коротко об условиях поставки газа.
Хотя команда Майи Санду рассказывает об уникальных и очень выгодных финансовых условиях, эти заявления можно подвергнуть сомнению, они больше похожи на политический пиар.
Газовая договоренность скорее стала компромиссом.
Финансово она выгодна обеим сторонам.
«Газпром» (ожидаемо) согласился на формулу цены, основанную на нефтяных и газовых ценах в Европе. Поэтому цена для Молдовы в несколько раз вырастет, но все равно будет в 1,5-1,8 раза ниже нынешних пиковых европейских, которые сейчас достигают почти $1000. От сторон звучит оценка ноябрьской цены на уровне $450-600; в Кишиневе убеждены, что с декабря цена будет снижаться.
Срок действия контракта, прописанный в нем, – пять лет.
Важная деталь: контракт не ограничивает Молдову в закупке газа от альтернативных поставщиков, так что в случае удешевления газа на спотовом рынке Кишинев сможет закачать его в хранилища, например, в Украине, чтобы использовать в следующую зиму. Также есть возможность пересмотра/разрыва контракта в 2022 году, убеждает глава «Молдовагаза» Вадим Чебан. Хотя от правительства заявлений о возможном пересмотре пока не слышно.
Реальнее всего, что угроза разрыва будет исходить от России. И это действительно может произойти в следующем году.
«Заплатите долг. Иначе – отключим газ»
Главная уступка, на которую идет Молдова в обмен на возобновление контактных поставок из России по сниженной цене, – это вопрос долга перед «Газпромом». В этом вопросе стороны также сошлись на компромиссе, но ближе к позиции Кишинева.
На кону – старые долги на сумму до $700 млн, которые якобы есть у «Молдовагаз» перед «Газпромом» и одной из его «дочек». Важно, что сейчас речь не идет о точной сумме. 700 млн – это оценка России, а не Молдовы; в то же время Кишинев много лет говорит, что часть этого долга взята из воздуха, не подтверждена. Именно это и было главным предметом переговоров.
В итоге «Газпром» согласился на ту схему, которую публично предлагал Кишинев: правительство Молдовы должно нанять международных аудиторов, которые изучат этот долг и определят, какая часть из него реальна.
Важная деталь.
Пусть вас не вводит в заблуждение название «Молдовагаз». Акционером в этой компании на 50%+1 «Газпром».
Это акционерное общество было создано в 1999 году решением правительства. 50%+1 акция «Молдовагаза» с самого начала принадлежали «Газпрому» напрямую. Еще 13,44% акций – «правительственным структурам» Приднестровья (нет, это не шутка, Молдова действительно позволила де-факто власти непризнанной «республики» иметь в собственности акции стратегического предприятия). А поскольку Приднестровье находится под эффективным контролем РФ, эти акции смело можно отнести к активу Москвы.
И только 35,33% акций «Молдовагаза» находятся в собственности правительства Молдовы.
Вскоре после создания этот монополист начал накапливать долги и довел их до суммы в $433 млн.
В правительстве говорят, что реальные газовые долги составляют лишь небольшую часть этой суммы.
Следовательно, до 1 мая Кишинев должен провести аудит, согласовать его с «Газпромом» и подписать межправительственное соглашение о газовом сотрудничестве. В противном случае, похоже, действующее соглашение будет разорвано. Так что, несмотря на победные заявления о пятилетнем контракте, больше похоже, что это лишь передышка на зиму. Что, впрочем, само по себе неплохо, учитывая, в каком глубоком энергетическом кризисе была Молдова в октябре.
Не только о долгах
Как бы там ни было, а договоренность – даже временная – выглядит очень выгодной для Кишинева. Потому что казалось, что «Газпром» может совсем чуть-чуть дожать, дождаться холодов, и команда Санду будет вынуждена идти на уступки.
Но в Кишиневе нашли важный козырь, который и «сыграл». И это не только прогноз погоды (хотя он тоже повлиял — до следующего понедельника в Кишиневе прогнозируют дневную температуру на уровне 15-21 градуса).
Одним из переломных моментов стал… мягкий шантаж в адрес Кремля.
Обнародованные молдавским Мининфраструктуры документы свидетельствуют, что Кишинев пригрозил просто ликвидировать акционерное общество «Молдовагаз». В 1999 году оно было создано решением правительства, так почему бы его не закрыть точно так же? Или не изменить его статус, начав банкротство, в результате которого «Газпром» останется с долгами перед самим собой?
Об этой же угрозе пишет и издание Neftegaz.ru.
Поэтому в протокол, подписанный вместе с газовым контрактом, добавили обещание правительства Молдовы не реорганизовывать и не менять статус «Молдовагаза» до решения вопроса его долгов.
Нужно признать, что это довольно рискованная норма, потому что оценки того, решен ли вопрос долгов, у Кишинева и Москвы, наверное, разойдутся. Так что впереди – непростые баталии.
Тут важны заявления чиновников Молдовы о том, что они не будут отказываться от воплощения законодательства ЕС из так называемого «третьего энергопакета», которые должны лишить «Газпром» рычагов влияния на газовый рынок. Впрочем, это вопрос будущего. И очень непростой.
А что с Приднестровьем?
В документах, подписанных для урегулирования газового кризиса, многократно подчеркивается: речь идет только о газе, поставленном правому берегу. От признания долгов левобережья правительство отказывается.
И не стоит советовать Молдове договориться с Украиной и вместе перекрыть кран, отключить Приднестровье от газа, за который оно не платит. Во-первых, в этом случае отрезанной от газа окажется небольшая часть подконтрольной территории Молдовы и, повторимся, под угрозой будут поставки в часть Одесской области. А во-вторых, и это главное, о шагах, которые будут расценены как блокада, в Кишиневе не готовы даже дискутировать.
И что делать с этим регионом, потребляющим российский газ и не платящим за него, в Кишиневе пока не понимают. Впрочем, это внутренний вопрос Молдовы, ее граждан и элит. А для нас важно то, что шагов, которые можно расценивать как геополитический разворот или как капитуляцию перед шантажом Москвы, Кишинев не сделал. И это главный итог российско-молдавских газовых договоренностей для нашей страны.