Дадим время в споре по Северному потоку — 2

Дадим время в споре по Северному потоку - 2

Приостановление сертификации «Северного потока-2» в Германии не означает, что поставки никогда не начнутся, но это обеспечивает дальнейшую отсрочку оспариваемого проекта, что дает возможность его оппонентам действовать

Дополнительные и скрытые расходы Nord Stream 2

Необходимость реорганизации Nord Stream 2 AG, как ожидает немецкий регулятор Bundesnetzagentur, означает, что России придется выделить дополнительные ресурсы на приведение структуры собственности оператора в соответствие с нормами ЕС без каких-либо гарантий того, что эти изменения будут приняты. Они сами предупредили в споре в суде в Германии по поводу газовой директивы, вводящей в действие закон ЕС в отношении «Северного потока-2», что необходимость адаптации этого проекта может привести к банкротству. В заключении суда в Дюссельдорфе говорится, что «либо необходима еще одна ветка газопровода через Балтийское море, и тогда финансирование за счет регулируемых сетевых сборов обеспечит амортизацию этих инвестиций, либо транспортные расходы будут «искусственно» рассчитаны как низкая для выхода на европейский оптовый рынок с лучшими условиями в точке выхода «Северный поток — 2», чем в других точках выхода из газовых подключений, операторы которых оплачивают регулируемые тарифы. Однако это было бы искажением конкуренции — мы читаем в приведенном в тексте мнении о банкротстве «Северного потока 2».

Дополнительная задержка Северного потока 2

Время сделает свое дело. По оценке Комерсант, необходимость продления сертификации после организационных изменений, что, по оценкам участников процесса, с которыми беседовали эксперты, может занять несколько недель, задержит начало поставок по Северному потоку 2 как минимум до лета 2022 г. Такая задержка возможна при условии возобновления сертификации с момента, на котором она была заморожена в ноябре. Между тем мнения по этому поводу разделились. Например, процедура сертификации Северного потока 2 должна быть возобновлена. — Создание новой компании должно означать, что вся процедура допуска к передаче будет начата с самого начала, включая подготовку правительством Германии тщательного анализа влияния газопровода на безопасность поставок газа в Германию и весь ЕС. Это означало бы необходимость выпустить новое заключение Министерства экономики и энергетики Германии о влиянии «Северного потока — 2» на безопасность поставок газа в Европу. Однако недавно этому министерству потребовалось всего три дня, чтобы отреагировать на мнение польской PGNiG относительно сертификации. Поляки признали, что новая магистраль представляет собой угрозу безопасности поставок.

Споры адвокатов

Приостановление сертификации не означает, что Германия сменила фронт в споре по поводу Северного потока 2. Однако решение Bundesnetzagentur имеет политические последствия. Россия не сможет начать поставки газа по спорной магистрали осенью, несмотря на желание как можно скорее начать отопительный сезон, используя аргумент высоких цен в Европе, которые сам «Газпром» поднимает, ограничивая поставки. «Северный поток-2» может начать поставки «нелегально» только под угрозой штрафа, но законный подход Bundesnetzagentur затрудняет такое действие. Это также может повлечь за собой дальнейшие правовые последствия, которые трудно предсказать. Судебный спор по «Северному потоку — 2» будет продолжаться. Новая сертификация будет оцениваться Европейской комиссией, и в случае оговорок она может быть обжалована в Суд Европейского Союза участниками сертификации, такими как компании из Польши и Украины. Трибунал может закрепить спор, приняв решение о прекращении поставок до разрешения судебного разбирательства, как это имело место в течение некоторого времени в случае спора по поводу OPAL, который в конечном итоге выиграли поляки. Между тем судебная практика Евросоюза может быть не в пользу идеи введения оператора только для участка «Северный поток-2» в территориальных водах Германии, предложенного Bundesnetzagentur. Такое предприятие не имеет контроля над всем газопроводом, поэтому закон ЕС не будет применяться к нему в полной мере вопреки ожиданиям газовой директивы Европейского Союза. Будет еще раз показано, на какой стороне спора юристы лучше.

Подводя итог, нельзя сказать, что «Северный поток-2» никогда не будет запущен, но его дальнейшая отсрочка очевидна, и изначально предполагалось, что он начнет работать в конце 2019 года. Он может вырасти до двух с половиной или даже трех лет. Поставки не начнутся во время энергетического кризиса, несмотря на давление. Юристы будут спорить, давая время другим противникам Северного потока 2, таким как экологи, ставящие под сомнение его экологические разрешения, или американцы, спорящие о том, следует ли вешать санкции против оператора Nord Stream 2 AG за использование газа в качестве оружия против Европы в эпоху энергетического кризиса. США и Германия пообещали, что если русские сделают это, они введут новые санкции. Американская дипломатия уже добивается, чтобы Франция, Германия и Великобритания угрожали России дополнительными санкциями против «Газпрома» и «Роснефти» в случае дальнейшей эскалации конфликта.