Даже не знаешь, когда Чемезов и Мантуров говорят правду: сертификация МС-21 затянулась еще на год
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Даже не знаешь, когда Чемезов и Мантуров говорят правду: сертификация МС-21 затянулась еще на годВчераВчера43903 мин
На днях российские сенаторы ознакомились с производством МС-21 в Иркутске. Там состоялось выездное межведомственное совещание под председательством первого вице-спикера Совета Федерации Андрея Яцкина. В ходе этого визита выяснилось, что сертификация лайнера хотя и "в активной фазе", но затянется еще на год. Заявление сделал глава Росавиации Дмитрий Ядров.
"Сертификация МС-21 в активной фазе. Мы плотно работаем с авиационной промышленностью, с ОАК. Выполняются сертификационные полеты. Активно идут стендовые испытания, предоставляется необходимая доказательная документация. Это станет основой для одобрения самолета к гражданской эксплуатации. Активно идет работа по замещению систем. В целом самолет насчитывает более 200 систем и подсистем. На сегодняшний день в завершающей стадии одобрения пять крайних компонентов подсистем. Я уверен, что в те сроки, которые на сегодняшний день определены — это конец следующего года — авиационной промышленности, ОАКу, совместно с Росавиацией, удастся финализировать все необходимые мероприятия для завершения сертификационных задач", – сказал руководитель Росавиации Дмитрий Ядров.
Еще в августе этого года гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным заявлял, что госкорпорация "Ростех" запустит серийное производство отечественных пассажирских самолетов МС-21 в 2026 году. Но теперь выяснилось, что лайнер еще даже не готов к полной сертификации. Та же история произошла с Ил-114, который тоже обещали начать выпускать в 2026-м.
Серийные поставки теперь ожидаются в 2027 году. Хотя еще недавно сертификационные работы планировалось завершить до конца 2025 года и с 2026-го пустить машину в серию. Об этом буквально в августе говорил, в том числе, глава Ростеха Сергея Чемезов.
Ил-114-300 предназначен для замены Ан-24 на региональных маршрутах, это доработанный проект советского лайнера Ил-114, первый полет которого состоялся в 1990 году и производство которого было возобновлено в 2019-м. Необходимость серийных поставок Ил-114-300 актуализировалась после июльского крушения Ан-24 в Тынде.
В 2023 году «Аэрофлот» и лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» «Ростеха» подписали договор финансовой аренды 18 МС-21-310, из них шесть ждет сама материнская компания, 12 – «Россия». Всего во флот группы «Аэрофлот» на условиях аренды должны поступить 210 самолетов МС-21-310 до 2030 года.
Однако уже в 2024 году ОАК сдвинула сроки поставок российских самолетов МС-21 и Superjet 100 на 2025 и 2026 годы.
В пресс-службе «Ростеха» тогда заявили, что в 2026 году планируется передать компаниям 30 новых самолетов Superjet 100. По поводу МС-21 там пояснили, что пока не сформирован даже финальный облик самолета: «В процессе замещения иностранных компонентов на отечественные меняются весовые характеристики МС-21. Финальный облик полностью импортозамещенного самолета будет сформирован во второй половине текущего года».
А ведь Superjet Мантуров и Чемезов обещали начать поставлять с 2023 года, а МС-21 с 2024-го. Их никто не тянул за язык, они сами прописали эти сроки в «Комплексной программе развития авиационной отрасли до 2030 года», которая была утверждена в июне 2022 года. Было там и обещание о поставках Ил-114, но про него и вовсе сейчас не говорят.
Получается, когда Мантуров и Чемезов писали для Путина эту программу они или заведомо врали, боясь монаршего гнева, или не представляли всю тяжесть состояния авиастроительной отрасли.
Возможно, боялись назвать реальные сроки, ведь тогда с них можно было бы спросить: а что вы делали все эти годы? Почему самолетостроение шло ни шатко ни валко? Где ваш управленческий гений и бюджетные миллиарды?
Поэтому, видимо, эти товарищи и решили «сливать» программу постепенно, дозированно, чему мы все свидетели.
Кроме того, мы свидетели уничтожения отечественного авиапрома. Но самое прискорбное и необъяснимое в том, что те, кто его разрушал, сегодня поставлены на самом ответственном участке – восстановлении российского авиапрома: