Дальневосточный приоритет

Дальневосточный приоритет

За последние 10 лет Дальний Восток набрал хорошие темпы развития. Объяснения тут два. Первое — низкая база после 90х годов. Второе — приоритетное внимание к региону и реализация целевых программ со стороны правительства. Можно сказать, что, разворачивая масштабную работу в начале 10-х годов, государство не прогадало. Сейчас, учитывая геополитическую и геоэкономическую ситуацию, Дальний Восток является стратегически важным регионом для России. Что же, работу необходимо усилить.

Отрадно, что подобное происходит. Институты развития, включая флагманский ВЭБ.РФ, реализуют в ДФО огромное количество проектов. Причем разноплановых, начиная от масштабных, заканчивая, казалось, небольшими, но чрезвычайно важными для людей. В ряде предыдущих публикаций я рассказывал о региональных бизнес-миссиях ВЭБа и АСИ:

  1. Регионы России наконец-то получили шанс
  2. Приоритет регионам. План ускоренного развития России почти готов

Теперь же состоялась поездка на Дальний Восток во флагманские регионы — Хабаровский и Приморский край. Важно отметить, что и до этого ВЭБ активно участвовал в финансировании крупнейших проектов региона. Среди них можно вспомнить всем известную суперверфь “Звезда” или же приморский порт “Суходол”. Можно представить, в какой бы мы оказались сейчас ситуации, если бы “Звездой” не начали заниматься еще в середине 2010-х годов, и до выпуска необходимых сейчас танкеров было бы ещё очень далеко. Что касается “Суходола”, то здесь предполагается создать необходимую в настоящий момент инфраструктуру для перевалки контейнеров, а также создать рабочий поселок. Но это, разумеется, не все:

“У нас есть большие бизнес-проекты – такие как Суходол. Есть проекты городской экономики – в рамках реализации мастер-планов. Важным источником проектных инициатив выступает форум «Сильные идеи для нового времени» и конкурс брендов. Приморский край обладает здесь мощным потенциалом, и мы готовы помогать его раскрывать,” — рассказал в ходе поездки глава ВЭБа Игорь Шувалов

Что касается городской экономики — это развитие владивостокской агломерации включая город Артём. Проект получил название “Большой Владивосток”. Объем инвестиций оценивается в 1,5 трлн рублей. Важно отметить, что термин “агломерация” здесь звучит исключительно в положительном контексте. Речь не идет о моноцентричной агломерации с человейниками. Наоборот, градостроительная политика во многом предполагает создание малоэтажной застройки, что должно позитивно сказаться как на демографической, так и на социальной составляющей.

Перейдем к Хабаровскому краю. Честно говоря, не понимаю смысл переноса столицы из Хабаровска во Владивосток, который состоялся не так давно. Но да ладно. Здесь проекты ВЭБ включают, преимущественно, развитие транспортной и туристической инфраструктуры.

Так, госкорпорация предоставила 3 из 6,1 млрд на строительство нового терминала Хабаровского аэропорта. Вообще ВЭБ уже построил и модернизировал 10 терминалов в ряде регионов страны. Вопрос, действительно, важный. Особенно в контексте бурного развития внутреннего туризма. При этом интересно, что старый терминал будет преобразован в площадку для предприятий из креативных индустрий, а не снесен, как это часто бывает.

Помимо этого важным проектом является развитие горнолыжного комплекса “Хехцир”. Учитывая опыт других регионов, где создается горнолыжная инфраструктура, нет никаких сомнений в успехе и хабаровской инициативы.

«Нам интересно в этом участвовать. <…> У нас очень хороший опыт <…> в крупном бизнесе, кто серьезно развивает туристическую инфраструктуру. <…> Если у вас есть крупные бизнес-группы, которые готовы предоставить капитал и взять на себя риск, под этот риск мы дадим капитал», — отметил Игорь Шувалов

Здесь необходимо понимать, что рост показателей внутреннего туризма — это деньги, которые остаются внутри страны и создают хорошую добавленную стоимость. А уж качество мы делать научились. Правда, осталось разобраться с ценами. Но этот вопрос решится тогда, когда объемы туристической инфраструктуры в России позволят удовлетворить огромный спрос. Поэтому подобные проекты просто необходимы.

В завершение отмечу следующее. Формат работы государственных институтов развития, как показывают предыдущие годы, является суперэффективным. Сейчас это очевидно. Никакая частная инициатива единолично не может привести к фронтальному развитию страны. А вот формат частно-государственного партнерства, где каждая из сторон берет на себя обязательства и в случае их неисполнения несет ответственность, является работоспособным. Подобное необходимо усиливать и, насколько можно судить из приходящей информации, новые Национальные проекты подразумевают именно это.