Дальневосточный вал Иосифа Сталина

Дальневосточный вал Иосифа Сталина

В годы Второй мировой войны широкую известность получил Атлантический вал – прибрежные фортификационные укрепления, построенные по приказу Гитлера вдоль всего западного побережья Европы – от Лапландии до границы с Испанией. Это грандиозное сооружение несопоставимо ни с Великой китайской стеной, ни с линией Маннергейма. Добавлю, что об Атлантическом вале сняты десятки кинофильмов и созданы сотни компьютерных игр.

Часть крупнокалиберных береговых батарей нацистов в годы холодной войны использовалась силами НАТО и осталась почти в первозданном состоянии. Все они сейчас обращены в музеи. Зато жители небольших городков, предки которых полвека назад из корыстных побуждений или ненависти к немцам потребовали от властей снести батареи, теперь кусают локти.

Но увы, практически никто в мире не знает о Тихоокеанском вале Сталина, форты которого располагались на побережье от Анадыря до корейской границы.

Первые русские береговые батареи были построены в Николаевске-на-Амуре в 60-х годах XIX века. К 1904 году Россия имела на Дальнем Востоке три береговые крепости – Порт-Артур, Владивосток и Николаевск-на-Амуре.

Современных историков поражает косность царских генералов и адмиралов. С 1894 года Обуховский завод выпускал 305/40-мм пушки с дальностью стрельбы 26 километров при угле возвышения 45 градусов. Но и корабли, и береговые батареи до 1904 года продолжали стрелять на дистанцию четыре километра, и лишь в редких случаях – до шести. Главный артиллерийский авторитет генерал-майор Забудский до слез смеялся над молодыми офицерами: «Это какой дурак будет стрелять на 10 верст!».

По мнению наших генералов и адмиралов корабли супостатов должны были подходить на четыре километра к нашим береговым крепостям, становиться на якорь и приступать к артиллерийской баталии. Но японцы подходили к Порт-Артуру и Владивостоку вне зоны огня русских батарей и с больших дистанций безнаказанно расстреливали военные и гражданские объекты.

Гримасы истории

После Русско-японской войны наше Военное ведомство приступило к постройке нескольких десятков бетонных береговых батарей в районе Владивостока. Часть не была достроена к августу 1914 года. Тут грянула Первая мировая война, и Япония стала союзницей России. В 1915–1916 годах почти все береговые батареи Владивостока и Николаевска-на-Амуре были разоружены, а орудия отправлены на фронт и на береговые батареи Балтики.

«Наличие четырех корпусов 39-й армии и дальнобойных железнодорожных батарей на Ляодунском полуострове произвело нужное впечатление на янки, и вопрос о десанте в Порт-Артуре и Дальнем отпал сам собой»

И когда Красная армия на Тихом океане свой закончила поход, во Владивостоке, равно как во всем Приморье, не было ни кораблей, ни береговых пушек. Итак, первые десять лет советской власти на Дальнем Востоке отсутствовали флот и береговая оборона. Охрана многих тысяч километров побережья велась несколькими шхунами ОГПУ (позже НКВД), вооруженными малокалиберными пушками.

Но вот в конце 1931 года страшная угроза нависла над Дальним Востоком и Сибирью. Япония оккупировала Маньчжурию и покусилась на территории СССР. Между советскими и японскими войсками произошло несколько больших и малых боевых столкновений. Тысячи миль береговой полосы «края нашенского» оказались беззащитными перед огромным японским флотом.

30 мая 1931 года Реввоенсовет СССР принял решение о строительстве новых дальневосточных береговых батарей. Для выбора позиций летом 1931 года во Владивостоке работала комиссия под председательством наркома обороны Климента Ворошилова, который пришел к выводу, что захват Владивостока является простой экспедицией, которая может быть поручена любому подставному авантюристу.

Край нашенский, но слабо защищенный

Сталин твердо решил не отдавать ни пяди русской земли Желтому Дракону. На Дальний Восток шли эшелоны с танками, артсистемами и бронетехникой. Новейшие самолеты в первую очередь получали дальневосточные авиадивизии. Несколько сотен дальних бомбардировщиков ТБ-3 были готовы в любой момент нанести удар по городам Японии. Параллельно с этими и другими мероприятиями строился огромный Тихоокеанский вал из многих сотен береговых батарей и бетонных дотов.

Формально это грандиозное сооружение не имело названия, а его отдельные районы скромно назывались секторами береговой обороны.

Самые северные береговые батареи построили на Чукотке, где был создан Северный сектор береговой обороны. В его состав входили батареи № 221 (три 130-мм установки Б-13 прикрывали бухту Провидения) и № 222 (три 130-мм установки Б-13 прикрывали поселок Уэлен).

Строительство береговых батарей на Камчатке началось в 1937 году. Они прикрывали вход в Авачинскую губу, где расположен город Петропавловск-Камчатский, и самую южную оконечность полуострова – мыс Лопатка. Батарея № 945 (четыре 130-мм установки Б-13 на мысе Лопатка) введена в строй в 1943-м, расформирована в 1966 году.

На северном берегу Авачинского залива расположилась батарея № 501 (четыре 130-мм установки Б-13 на мысе Первый), она вошла в строй в 1939–1940 годах. Строительство батареи № 425 (180-мм башенная батарея, имела две двухорудийные башни МБ-2-180 на мысе Первый) началось в декабре 1941 года, в строй введена 22 августа 1943-го. 21 января 1952 года батарея переименована в 524-й отдельный артиллерийский башенный дивизион. Последние стрельбы проходили в 1991-м.

Батареи на южном берегу Авачинского залива: № 502 (четыре 130-мм установки Б-13 на мысе Безымянный) введена в строй 19 июня 1940-го, расформирована в 1961 году. Батарея № 961 (четыре 100-мм установки Б-24 на мысе Станицкого) введена в строй в 1938 году, расформирована в 1956-м

Порт Нагаево в районе Магадана прикрывали батареи:

  • № 960 (четыре 130-мм установки Б-13) на мысе Островной. Видимо, позже она получила номер 383. Вступила в строй в 1940 году, расформирована в 1960-м;
  • № 401 (четыре 130-мм установки Б-13) на мысе Ольский. Впоследствии батарея получила номер 382. Принята в 1940 году, а в 1956-м была расформирована;
  • № 481 (четыре 100-мм установки Б-24) на мысе Марекан.

В районе Николаевска-на-Амуре были расположены батареи:

  • № 941 (три 120-мм пушки Майдзура) на мысе Вассе;
  • № 942 (четыре 100-мм установки Б-34) в Большом Чангале;
  • № 943 (четыре 152/45-мм пушки Кане) на мысе Вассе.

На Северном Сахалине были расположены батареи:

  • № 804 (три 130-мм установки Б-13) в районе города Оха. Введена в строй в 1941 году, расформирована в 1954-м;
  • № 954 (четыре 152/45-мм пушки Кане) также в районе Оха. В строю с 1934–1935 годов.

К 1945 году побережье Приморья представляло собой почти безлюдный край. Грунтовых дорог вдоль берега практически не было, поэтому батареи прикрывали лишь подходы к военно-морским базам Тихоокеанского флота – Владимиро-Ольгинской ВМБ, Советской Гавани, Де-Кастри и Николаевску-на-Амуре. Всего там было восемь 180-мм установок МО-1-180, 20 пушек Кане калибра 152 миллиметра, 27 орудий 130-миллиметровых, четыре 120-мм и четыре 100-мм пушки.

В районе же Владивостока побережье от корейской границы до бухты Преображения было перекрыто огнем сотен наших береговых орудий. Береговая оборона Владивостокского района была разделена на секторы Хасанский, Владивостокский, Шкотовский и Сучанский.

Наиболее сильным, естественно, был Владивостокский: на острове Русский, непосредственно примыкающем к полуострову Муравьева-Амурского, находилось семь береговых батарей. Самой мощной батареей на острове Русский и даже самой мощной в СССР была батарея № 981 имени Ворошилова (шесть 305/52-мм орудий), расположенная на горе Ветлина.

Строительство началось в 1932 году. На батарее установили две трехорудийные 305-мм башни с линкора «Фрунзе». В строй она вступила в ноябре 1934 года, хотя доделка продолжалась еще несколько лет. В 50-х годах была переименована в 122-й башенный артиллерийский дивизион. До начала 90-х находилась на консервации в боеспособном состоянии. Дальность стрельбы 305/52-мм орудий составляла 53 километра. Любопытно, что в конце 60-х – начале 70-х годов для береговых установок спроектирован активно-реактивный 305-мм снаряд со спецбоеприпасом. По некоторым данным, с Ворошиловской батареи даже производились опытные стрельбы таким снарядом, разумеется, без ядерного заряда.

Там же, на острове Русский находилась батарея № 119, вооруженная четырьмя 305-мм гаубицами образца 1915 года.

Ворошиловская батарея стала единственной советской береговой батареей на Тихом океане, обращенной в музей. В 1998 году, после того как законсервированную батарею оставили военные, на ее территории создали музей «Ворошиловская батарея», первоначально принадлежавший владивостокскому Военно-историческому музею Тихоокеанского флота. В 2019 году музей «Ворошиловская батарея» передан парку «Патриот».

Следующими по мощи были 180-мм башенные батареи № 220 на мысе Гамова и батарея № 26 на острове Аскольд. Каждая имела по две двухорудийные башни МБ-2-180.

Батареи №№ 982, 901 и 110 имели по четыре 180-мм щитовые установки МО-1-180. Дальность стрельбы 180-мм пушки составляла 38,6 километра.

Задача выполнена

Наши башенные батареи представляли собой подземный городок. При сооружении Ворошиловской ушло столько же бетона, сколько на строительство Днепрогэса. Под толщей бетона от трех до семи метров находились снарядные и зарядные погреба, помещения личного состава, включая лазарет, душевые, камбуз, столовую и «Ленинскую комнату». На каждой имелись дизель и генератор, обеспечивавшие автономное электрическое и водяное питание. Специальные фильтры и система вентиляторов позволяли личному составу неделями действовать в башне в условиях заражения окружающей местности отравляющими или радиоактивными веществами.

Башенные установки не устарели и в атомный век. Так, для вывода из строя 305- или 180-мм батареи требовалось прямое попадание минимум двух ядерных бомб мощностью от 20 килотонн и выше. При взрыве же бомбы 20 килотонн (хиросимский «малыш») с промахом 200 метров такая башня сохраняла боеспособность.

В начале 50-х годов башенные батареи получили автоматические системы управления огнем от РЛС типа «Залп».

Циклопический вал Сталина полностью выполнил свою задачу. Японский флот так и не посмел приблизиться к нашим берегам. Тем не менее нескольким береговым батареям Тихоокеанского вала пришлось пострелять в августе 1945 года. Так, орудия Хасанского сектора поддерживали огнем наступление наших войск на корейской границе. А 130-мм батарея № 945, расположенная на мысе Лопатка – самой южной оконечности Камчатки, несколько дней поддерживала огнем наш десант на острове Шимушу (ныне остров Шумшу) – самом северном из Курильской гряды.

Четыре железнодорожные установки, входившие в состав Владивостокского сектора береговой обороны, во второй половине августа 1945 года своим ходом через Харбин были переброшены на Ляодунский полуостров. Причем действовать они должны были не против японцев, а против американцев. Дело в том, что штатовские корабли приняли на борт несколько тысяч солдат Чан Кайши, которых они собирались высадить в Порт-Артуре и Дальнем. Но у товарища Сталина были иные планы в отношении Северного Китая, и присутствие гоминдановцев они не предусматривали. Наличие четырех корпусов 39-й армии и дальнобойных железнодорожных батарей на Ляодунском полуострове произвело нужное впечатление на янки, и вопрос о десанте отпал сам собой.

С начала 60-х годов береговые батареи Тихоокеанского вала начали расформировывать. Последние башенные батареи выведены из строя в 1991–1995 годах. На части были сняты пушки. На всех – радиоэлектронные и оптические приборы, а «старатели» выломали все предметы, содержащие цветной металл. Но демонтировать броневые башни и бетонные циклопические сооружения оказалось не по силам ни большевикам, ни демократам. Там можно было бы организовать несколько туристических маршрутов, как это сделано на Западе в районе Атлантического вала, но у нас это никому не надо. Так и стоят пустынные бетонные батареи и доты памятником великому и жестокому веку.

Александр Широкорад