Дейтон вчера и сегодня
Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук
Обострившиеся в последнее время дискуссии относительно судьбы Дейтонского мирного соглашения 1995 года имеют гораздо более широкое значение, чем собственно проблемы государственного устройства Боснии и Герцеговины. Сегодня на балканской повестке дня главным пунктом вновь оказалось косовское урегулирование. В частности, 10 июля должна пройти в онлайн-формате встреча руководителей Европейского союза, Германии, Франции, Сербии и Косово, посвященная заключению соглашения между Белградом и Приштиной. В этих условиях вновь зазвучавшие обвинения в адрес боснийских сербов и их лидера Милорада Додика в том, что они пытаются блокировать интеграционные усилия Сараево, призваны подготовить почву для очередной глобальной антисербской кампании с тем, чтобы заставить Белград признать Косово без каких-либо реальных уступок в интересах косовских сербов. В данном контексте показательным стало и обнародованное 8 июня решение Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов (МОМУТ) оставить в силе обвинительный приговор и пожизненный срок заключения для бывшего командующего армией боснийских сербов генерала Ратко Младича.
Парадокс ситуации – на который старательно закрывают глаза в Вашингтоне и Брюсселе – заключается в том, что именно боснийские сербы все последние годы остаются самыми ревностными сторонниками сохранения дейтонских принципов устройства Боснии и Герцеговины и, в частности, равноправного функционировании входящих в ее состав мусульмано-хорватской Федерации Босния и Герцеговина и Республики Сербской. Западные же столицы столь же настойчиво и последовательно пытаются демонтировать основополагающие принципы Дейтона. Как весьма справедливо заявил в этой связи занимающий в настоящее время пост председателя коллективного Президиума Боснии и Герцеговины от боснийских сербов Милорад Додик на состоявшемся на днях в Белграде «круглом столе» по вопросам балканского урегулирования, первоначальный текст Дейтонского мирного соглашения – это то, к чему Республика Сербская должна стремиться, но такого Дейтона больше не существует: он был уничтожен решениями Высоких представителей международного сообщества в Сараево. Он напомнил, что в Дейтоне была установлена четкая структура государственного устройства Боснии и Герцеговины: три народа — два энтитета, однако сегодня «ситуация иная». «Было сделано все, чтобы лишить Президиум реальной власти» и сделать реальным правительством Совет министров Боснии и Герцеговины, хотя, согласно Конституции, это лишь вспомогательный орган. Сербский член Президиума заявил, что все решения, принятые после Дейтона, «не работают», поскольку обо всем должны договариваться два энтитета и три народа, а ныне в стране создается параллельная структура власти.
В мае текущего года Народная Скупщина Республики Сербской выступила с инициативой провести переговоры между ней и Федерацией Боснии и Герцеговины, в ходе которой можно было бы обсудить перспективы функционирования бывшей югославской республики. Однако и в Сараево, и в западных столицах сразу же заявили о том, что Баня-Лука тем самым пытается подорвать устройство страны и даже провозгласить независимость боснийских сербов. Запад сознательно создал «запутанную ситуацию» в Боснии и Герцеговине, чтобы усилить собственные позиции «арбитра», — подчеркивает Милорад Додик.
Аналогичной позиции придерживается и сербский политолог, сотрудник Института европейских исследований в Белграде Стеван Гайич, отмечающий, что эффект от Дейтонского мирного соглашения для безопасности Балкан оказался «противоречивым». По его словам, подписанные договоренности остановили боснийскую этно-гражданскую войну, жертвами которой стали более 100 тысяч человек, и в настоящее время остаются гарантом сохранения сербской автономии. В то же время вмешательство Запада в боснийский конфликт во многом предопределило дальнейший распад Югославии и, в частности, последующее провозглашение независимости Косово. «В начале 1990-х годов в Боснии хорваты и мусульмане сплотились, чтобы отделиться от Югославии. Но сербы не хотели в этом участвовать, что и спровоцировало войну. При этом Запад поддерживал сепаратистские тенденции, признавая отделившиеся государства, — Словению, Хорватию, потом пришел черед Боснии. Тем не менее, важно то, что сербы смогли получить автономию в новом государственном образовании», — уверен Стеван Гайич.
Примечательно, что в целом высокую оценку дейтонским принципам дают средства массовой информации даже тех государств, которые по понятным причинам склонны поддерживать одну из сторон конфликта – а именно, боснийских мусульман. В частности, египетское издание Noon Post и сегодня уверено, что «дейтонские соглашения заложили основу для стратегического и всеобъемлющего плана по привлечению к ответственности, возмещению вреда, расследованию событий, восстановлению доверия граждан к институтам и предотвращению нарушений прав человека в будущем».
Сегодня главной проблемой боснийского урегулирования является не само по себе Дейтонское мирное соглашение, а деятельность все новых Высоких представителей международного сообщества в Сараево, де-факто выражающих интересы западных держав и форсирующих превращение Боснии и Герцеговины в унитарное государство, выражающее интересы, прежде всего, боснийских мусульман и отчасти боснийских хорватов. В этом вопросе позиция Баня-Луки встречает поддержку Москвы. Как напоминает российский министр иностранных дел Сергей Лавров, аппарат Высокого представителя международного сообщества «задумывался в качестве сугубо временной меры. Есть даже принципиальное решение о его сворачивании, принятое еще в 2006 году, но его реализация постоянно откладывается под разными предлогами».
В сложившейся ситуации в ближайшее время можно ожидать дальнейшего усиления давления со стороны США и ЕС как на лидеров боснийской Республики Сербской, так и на руководство Сербии. Возвращение в Белый дом членов внешнеполитической команды экс-президента Барака Обамы предвещает попытки Вашингтона закрыть балканское досье в том виде, как это планировала американская демократическая администрация еще во времена Билла Клинтона: через признание независимости Косово со стороны Белграда и превращение Боснии и Герцеговины в унифицированное государство в составе ЕС и прежде всего НАТО. В этих условиях Россия должна быть готова более активно задействовать собственные политико-дипломатические ресурсы в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН и государства-гаранта дейтонского механизма. Это позволит не только заблокировать наиболее откровенные попытки переформатировать Балканы под интересы западных держав, но и повысить авторитет Москвы среди сербов и других народов, выступающих против ультимативного давления Запада и его грубого и одностороннего вмешательства в балканские проблемы.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции