Дела бюджетные. Полугодие прошли уверенно
Дела бюджетные. Полугодие прошли уверенноВчера494 прочиталиЭкономикаБольше по теме
На днях Минфин опубликовал статистику по предварительному исполнению федерального бюджета за первое полугодие. Если смотреть на цифры, то можно сделать вывод, что государственная казна держится пока уверенно. Даже несмотря на запредельные ставки. Никакого бюджетного кризиса у нас не предвидится. Однако хотелось бы, чтобы на данном направлении была не только оборона от политики ЦБ, но и в хорошем смысле слова наступление. То есть вложения государственных средств в максимально возможное количество отраслей и проектов экономического развития. Но, увы, учитывая текущие ставки, программы поддержки приходится урезать, а не наращивать.
Однако перейдем к анализу расходов и доходов:
За первое полугодие доходы выросли на 38% до 17 трлн рублей. Особый прирост заметен по нефтегазовым доходам (+68,5%). Подобное в первую очередь связано с ростом цены на нефть марки Urals и девальвацией. Если за первые шесть месяцев 2023 года средняя цена составляла 50,44$, то в этом году – уже 69,12$. Плюс девальвация. По курсу значения составили 76,86 руб. за доллар и 90,53 руб. соответственно.
Впрочем, нефтегазовые доходы могли быть и больше, если бы Минфин с Минэком научились определять настоящую цену на Urals и рассчитывать из нее реальную налоговую базу, а не опирались бы до сих пор на виртуальной стоимость с доставкой до европейских портов. Используя при этом данные британского агентства Argus.
Что касается ненефтегазовых доходов (преимущественно – налоги и сборы), то здесь мы видим хороший прогресс. Плюс 26,6% до 11,395 трлн. Подобное объясняется ростом экономики в целом и, главное, ростом добавленной стоимости, которую создает обрабатывающая промышленность и инновационные сектора. С 2022 года началось реальное, а не декларируемое импортозамещение, которое дает свой результат. И рост ненефтегазовых доходов бюджета является очередным ярким тому подтверждением.
Примечательно, что нефтегазовые доходы сейчас составляют всего лишь треть от общих. Хотя раньше они равнялись плюс-минус половине.
Расходная часть бюджета в первом полугодии подросла на 22,3% до 18 трлн рублей. Как видим, доходы растут опережающими темпами. Однако расходы все равно в номинальном выражении выше. Управляемый дефицит бюджета, который по полугодию составил 929 млрд рублей – абсолютно нормально. Подобное показывает, что Правительство знает, куда направлять финансовые ресурсы, а не пытается их бессмысленно складировать на счетах казначейства.
Однако в этом моменте и кроется главная опасность, которая пока что не является риском. Как покрывать дефицит. Наиболее популярный инструмент, используемый Минфином – это размещение ОФЗ. Но во втором квартале план был выполнен лишь наполовину. Вместо изначально предполагаемого триллиона сумели разместить только 505 млрд. Впрочем, это неудивительно, ведь при текущей политике Банка России одним из главных пострадавших является именно бюджет. Например, на вчерашнем аукционе были размещены 15-летние (!) облигации с годовой доходностью в 15,65%. Это самое настоящее ограбление государственной казны.
Причем суть здесь заключается не в том, что сейчас бюджет недоберет средств с аукционов. В крайнем случае, можно использовать средства ФНБ (что, собственно, не является хорошим вариантам т.к. Фонд нужен для прямых инвестиций). Главное – что на бюджет в долгосроке ложится серьезная нагрузка. Через 5 и даже 10 лет Правительство будет вынуждено направлять на обслуживание государственного долга запредельные финансовые ресурсы вместо того, что вкладывать их в экономическое развитие или в социалку. И все из-за неадекватной денежно-кредитной политики Банка России.
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!ЭкономикаБольше по теме