Дело идет к войне с Западом? Силы быстрого реагирования НАТО увеличат в 7,5 раз

Дело идет к войне с Западом? Силы быстрого реагирования НАТО увеличат в 7,5 раз

Ситуация тревожная, но полная нюансов.

Как сообщают западные СМИ, генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил об увеличении сил быстрого реагирования альянса до более чем 300 000 человек с нынешних 40 000. Такое заявление от генсека НАТО прозвучало в преддверии саммита 28-30 июня в Мадриде, где, как ожидается, будет принята новая концепция безопасности НАТО, в которой Россия будет признана «глобальной угрозой».

Рост некоей группировки войск в 7,5 раз – это, безусловно, серьезный повод для внимания, особенно если речь идет о непосредственном военном противнике России. Некоторые эксперты провели параллели с численностью группы ВС РФ в 120-150 тыс. человек, по публичной информации, задействованной в СВО на Украине, в результате чего появились пессимистичные публикации о скором трехкратном превосходстве НАТО над Россией в конкретном регионе. Что ничего хорошего России не принесет – трехкратное превосходство считается классическим соотношением для нападения.

Очевидно, что ничего позитивного в этом для России нет – даже если учесть более чем вероятную идею, что в СВО Россия задействовала далеко не всё, что могла. Однако неизбежность атаки НАТО из заявлений Столтенберга не проистекает. Расширение «быстрых войск» до 300 000 будет не самым простым делом, и на данном этапе выглядит больше как ритуальное заявление.

Что это такое?

Силы быстрого реагирования НАТО (NATO Response Force, NRF) — это воинские подразделения, которые выделены государствами-участниками в распоряжение оперативного командования альянса и предназначены для оказания оперативной поддержки операциям НАТО.

Как правило, их содержание, полномочия и контроль становятся предметом длительных переговоров. Ещё в 2009 году, в условиях относительно мирного сосуществования Запада и России, численность тогдашних NRF в 20 000 бойцов была скорее теоретической, чем практической, особенно на период ротации американских экспедиционных корпусов в Европе. Официальные ресурсы НАТО в то время отмечали «постоянную нехватку ключевых сил и средств НРФ, особенно средств, которые необходимы для ведения операций и наличие которых имеет принципиальное значение для развертывания и применения НРФ».

Среди ключевых недостатков отмечалась слабая координация, отсутствие гарантий покрытия расходов при непредвиденном – а иным оно быть и не может – сил NRF. Кроме того, описывалось «чрезмерно жесткое разграничение сил Североатлантического союза по различным категориям, что мешает НАТО более гибко использовать все имеющиеся силы и средства и усложняет применение NRF», а также весьма условная оценка реального боевого потенциала конкретных частей в «лоскутном» натовском оформлении из представителей разных стран.

Известна легенда об оценке Румынии немецким генштабом, пришедшим к выводу о том, что нет никакой разницы, к которому лагерю примкнет Бухарест, поскольку в любом случае потребуется 10 дивизий – будь то разбить Румынию-врага или защитить Румынию-друга. В определенной степени, легенда соответствует действительности. Американская, германская или французская боевая часть будет заметно отличаться от болгарской, хотя формально все они соответствуют стандартам НАТО.

Особо быстрое реагирование

В 2000-х NRF пришли на смену Мобильным силам командования ОВС НАТО в Европе (АМФ), созданных в 1960 году. Вплоть до развала СССР основой «мобильности» было обязательство США выделить контингент, численный состав которого был равен десяти дивизиям и который мог быть развернут и готов оборонять Западную Германию в течение десяти дней (концепция «10 в 10»).

В 2021 году концепция сменилась на «4 по 30». Актуальная численность NRF в 40 000 человек распределена по 30 батальонно-тактическим группам, 30 авиационным эскадрильям и 30 кораблям. «Быстрое реагирование» предполагает, что эти группы смогут оказаться в районе конфликта в течение 30 (не позднее 45) дней.

Сроки развертывания определены исходя из распределения сил и средств по широкой территории, причем даже не одной страны, и того факта, что они входят в состав национальных вооруженных сил многих государств. Как это примерно выглядит и сколько в одной батальонно-тактической группе представителей разных армий – можно узнать в документах самого НАТО.

Рост численности NRF чуть не на порядок приведет к кратному же усложнению логистики и прочих процедур. Как показала практика спецоперации на Украине, собираясь в течение месяца в зоне конфликта NRF могут просто не успеть за стремительностью событий. И это если игнорировать тот факт, что Россия вряд ли позволит возникнуть идеальным и безопасным условиям для выполнения плана развертывания НАТО.

В НАТО медлительность своей структуры понимают. Поэтому в состав Сил быстрого реагирования входят «самые быстрые силы из быстрых» — Very High Readiness Joint Task Force (VJTF) или, дословно «Оперативная группа очень высокой готовности» — около 20 000 человек, из которых непосредственно «на земле» могут действовать 5000. Срок применения «самых быстрых» — «в течение двух-трех дней». Кроме VJTF в NRF есть еще и Initial Follow-On Forces Group (IFFG) – все вышеперечисленные находятся на территории своих стран.

Полагая, что VJTF после расширения NRF составит пропорциональные 150 000 человек, в теории действительно можно было бы ожидать их прибытия на ТВД в течение штатных 2-3 дней. Но это если не учитывать, что для переброски потребуется в 7,5 раз больше самолетов, техников, топлива, запчастей и т.д.

Финансы и люди

300 000 человек в новом NRF следует понимать не как создание армии в 300 000 человек, а перевод 300 000 военнослужащих от всей Евро-Атлантики в категорию NRF. Если бы в Брюсселе и Вашингтоне решили увеличить NRF за счет физического увеличения войск НАТО, то пришлось бы решить несколько задач.

Во сколько обойдется бюджетам стран НАТО и, отдельно, Европы постоянный «постой» контингента в 7,5 раз превышающего обычный – с учетом вооружения, обслуживания, ремонта, проживания, питания, медстраховок и прочего – вопрос открытый. Фактически, Столтенберг анонсировал создание группировки, равной или превосходящей вооруженные формирования Украины на момент февраля 2022 года. А значит, многие члены НАТО будут вынуждены фактически держать в постоянной готовности значительную часто своих национальных вооруженных сил.

Есть большая вероятность, что, как и сейчас, основную нагрузку пришлось бы нести США. Что, сообщает NBC, будет сопряжено с трудностями в связи с падением числа желающих служить. Ситуация настолько тяжела, что некоторые из опрошенных агентством экспертов видят в ней пролог армии по призыву.

Высшее руководство Пентагона в настоящее время пытается найти новых рекрутов для пополнения рядов полностью добровольческих сил. Министр обороны Ллойд Остин и заместитель министра обороны Кэтлин Хикс считают дефицит серьезной проблемой – по данным Heritage Foundation, «военным не было так трудно подписывать новобранцев с 1973 года, когда США покинули Вьетнам».

В Heritage Foundation добавили, что они не верят, что возрождение призыва неизбежно, но «2022 год — это год, когда мы ставим под сомнение устойчивость полностью добровольной армии».

Число тех, кто имеет право поступить на военную службу, продолжает сокращаться, число молодых мужчин и женщин, не подходящих из-за ожирения, употребления наркотиков или судимостей «больше, чем когда-либо». В прошлом месяце начальник штаба сухопутных войск генерал Джеймс Макконвилл свидетельствовал перед Конгрессом, что только 23% американцев в возрасте от 17 до 24 лет имеют право служить, по сравнению с 29% в последние годы.

Внутренний опрос Пентагона, проведенный NBC News, показал, что только 9% молодых американцев, имеющих право служить в армии, имели какое-либо желание поступить на военную службу, что является самым низким показателем с 2007 года. Более половины молодых американцев, принявших участие в опросе, — около 57% — считают, что после службы в армии у них возникнут эмоциональные или психологические проблемы. Почти половина считает, что у них были бы физические проблемы.

Среди опрошенных Пентагоном американцев, которые находились в целевом возрастном диапазоне для вербовки, только у 13% родители служили в армии, по сравнению примерно с 40% в 1995 году. Военные считают родителей одним из самых больших факторов, влияющих на службу.

Общее доверие к правительственным институтам США также снижается, и это также отразилось на вооруженных силах США. В 2021 году ежегодный опрос Национальной обороны имени Рейгана, проведенный Президентским фондом и институтом Рональда Рейгана, показал, что только 45% американцев испытывают большое доверие к военным, что на 25 пунктов меньше, чем в 2018 году.

По словам чиновников, эта тенденция, скорее всего, сохранится, поскольку численность вооруженных сил в целом сокращается, а связь общества и армии. В 2021 году армейское исследование показало, что 75% американцев в возрасте от 16 до 28 лет практически ничего не знали об армии.

«Этот кризис с набором персонала похож на медленно движущуюся волну, надвигающуюся на нас», — сказал один высокопоставленный чиновник министерства обороны, занимающийся подбором персонала и кадровыми вопросами. В 2022 году Пентагон выполнил план по рекрутам примерно на 40%. 22-й финансовый год заканчивается в сентябре, большие надежды возлагаются на выпускников школ, но усредненный прогноз набора составляет 60% от нормы.

Не следует забывать о большом внутреннем напряжении в НАТО по поводу увеличения численности армий и «милитаризации» экономики. Многие входящие в НАТО страны готовы выразить вербальную солидарность с осуждением России и призвать к коллективной безопасности, но не стремятся к провокациям. В первую очередь это Венгрия, но также это страны Западной Европы, которым попросту незачем опасаться России всерьез.

Маркером стоит считать не заявления Столтенберга, а динамику изменений в Плане готовности НАТО, где фиксируются консенсусные рамки готовности, скорости развертывания, численности войск и другие знаковые параметры. Идея Столтенберга достаточно радикальна, а значит страны-члены вроде Турции могут потребовать от партнеров конкретной платы за поддержку. Нельзя исключать активизации антинатовских настроений в Европе – в том числе во Франции, где на парламентских выборах выступающие против НАТО и за суверенизацию силы серьезно укрепили свои позиции.

Напротив, такие страны как Польша наверняка поддержат всеми доступными силами идею усиления и расширения присутствия НАТО на своей территории.

Выводы

1. Заявление генсека НАТО о росте Сил быстрого реагирования НАТО с 40 000 до 300 000 человек, безусловно, стоит оценивать как серьезный и недружественный к России и Белоруссии шаг.

2. Непосредственной угрозы войны из заявления Столтенберга не следует.

3. Физическое создание отдельной группировки NRF в 300 000 человек маловероятно, более реалистичным выглядит расширение статуса «постоянно готовых» на новые части вооруженных сил стран-членов альянса.

4. Исходя из неравномерности числа и качества ВС стран-членов, стоит ожидать возложения основной нагрузки на США, Польшу, страны Восточной Европы, возможно, на Германию и Британию.

5. Рост численности NRF повлечет за собой соразмерное увеличение необходимого финансирования.

6. Идея Йенса Столтенберга выглядит как инициатива, которая может быть реализована в соответствии со своим смыслом только в средне- или долгосрочной перспективе. Что, скорее всего, будет сопровождаться очень интенсивными и сложными многосторонними переговорами.

7. Готовность Запада к эскалации, результаты которой не будут ощутимы в ближайшее время, требует проработки вариантов купирования усилившейся угрозы.

Институт РУССТРАТ