Дело пахнет дизелем: обвал цен и новый кризис

Правительство снимает ограничения на экспорт бензина, введенные в конце сентября из-за резкого роста стоимости нефтепродуктов. Чуть ранее было снято эмбарго на экспорт дизельного топлива по трубопроводной системе. Подобное стало возможным из-за охлаждения внутреннего рынка и стабилизации цен. В целом можно констатировать, что пик топливного кризиса позади. Впрочем, нынешняя ситуация, увы, не может гарантировать, что подобное не повторится и в будущем.

Кратко вспомним, что было в конце августа — начале сентября. Тогда совпали сразу несколько факторов, вызвавших стремительный рост цен на топливо. В особенности, на оптовом рынке. Это девальвация рубля, сокращение в два раза выплат по демпферу для НПЗ, некоторые перебои с логистикой, а также уход ряда НПЗ на ремонт.

Последние две причины рассматривать особо не буду. Это ситуативные вопросы, которые можно решить быстро и которые не являются стратегическими. А вот первые две, действительно, фундаментальные.

Что касается девальвации, то ситуация на рынке топлива в очередной раз подтверждает, что Центробанк не борется с реальными причинами инфляции. Рост цен вызвала не некая "мягкая" денежно-кредитная политика и ставка в 7,5%, а ослабление национальной валюты, что сделало экспортную альтернативу более привлекательной. Бороться необходимо именно с причинами инфляции, а не заниматься пустыми действиями по повышению ключевой ставки, что даже в теории не способно повлиять на ситуацию.

Вопрос демпфера разберу во второй половине материала. А сейчас к ценам

Дело пахнет дизелем: обвал цен и новый кризис

На пике в начале сентября стоимость АИ-95 на оптовом рынке превышала 76 тысяч рублей за тонну, АИ-92 — 70 тысяч, а цена на дизель практически добралась до 75 тысяч за тонну. Сейчас стоимость равна 51,7 тыс, 48,8 тыс и 56,3 тыс соответственно.

Дело пахнет дизелем: обвал цен и новый кризис

Впрочем, в розничный сегмент в полной мере перенестись это, к счастью, не успело. На пике (в среднем по России) стоимость АИ-92 была равна 51,75 р за литр, АИ-95 — 56,4 р, дизеля — 62,55 рублей. Прошу обратить внимание, что это именно средняя цена по России. В одних регионах и на одних АЗС она могла быть выше, в других — ниже.

Сейчас же произошел небольшой откат по сравнению с пиковыми значениями. В среднем — чуть больше рубля за литр каждого основного вида топлива. Тем не менее, если смотреть динамику с начала года, то стоимость АИ-92 и АИ-95 увеличилась на 7,32% и 6,25%, а на дизель — на 6,78%. В правительстве даже могут заявить, что рост цен не сильно выше инфляции. И, действительно, критичными подобные значения назвать нельзя, хоть для граждан они и являются неприятными. Но, во-первых, сколько сил было потрачено на стабилизацию рынка, а, во-вторых, если смотреть стратегически, то географическое преимущество в виде наличия собственных природных ресурсов, Россия использует далеко не так эффективно, как могло быть.

И, к сожалению, нет никакой гарантии, что топливный кризис не повторится вновь. Года через 2-3, как это часто бывает. Основная причина заключается в том, что каждый раз соответствующие ведомства затыкают проблему через перераспределение ресурсов вместо того, чтобы принимать стратегические решения.

Так, сейчас нефтяникам возвращают выплаты по демпферу в полном объеме (в случае поставки нефтепродуктов на внутренний рынок), однако для компенсации выпадающих доходов бюджета одновременно следует повышение НДПИ на газовый конденсат для "Газпрома" и на газ для других производителей "голубого топлива". Это называется неэффективное использование ресурсов и создание проблемы на пустом месте.

Создал данную проблему Минфин в 2018 году, когда принял так называемый "налоговый маневр" в нефтяной отрасли. Для чего было необходимо обнулять экспортную пошлину одновременно с повышением НДПИ — непонятно. Изначально было ясно, что это приведет к росту цен на внутреннем рынке. Но ведь ведомство Силуанова у нас живет в либерально-рыночной парадигме, где есть некое "мировое разделение труда". Стремятся цены на внутреннем рынке к мировым и следуют за общемировыми тенденциям — значит, это абсолютно здоровая и естественная ситуация. Такая, какая и должна быть.

Стратегическое решение здесь может быть одно. Необходимо возвращать систему, которая действовала до 2018-2019 годов. Должно быть два основных налога на нефтянку — НДПИ и экспортная пошлина. Причем уровень НДПИ можно значительно уменьшить, подняв одновременно уровень экспортной пошлины. Таким образом произойдет снижение цен на внутреннем рынке, в то время, как бюджет заработает деньги за счет повышенных сборов с экспорта. К какому мультипликативному эффекту ведет низкая цена на топливо внутри страны — объяснять, думаю, нет необходимости. Это дополнительный стимул для развития широкого круга отраслей, начиная от логистики, заканчивая сельским хозяйством.

Но, к сожалению, налоговая политика Министерства финансов нацелена на получение сиюминутного результата, который зачастую подразумевает латание дыр в бюджете, получившихся в результате ранее принятых ошибочных решений. На средне и долгосрочную перспективу ведомство Силуанова не смотрит. И прошедший несколько месяцев назад кризис на топливном рынке является ярким тому подтверждением.

Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!