Демократия в античном полисе
Современная западная цивилизация видит свои истоки в европейской античности – древней Греции и Риме. Там же она видит истоки своей демократии. Однако древнюю демократию с современной объединяет, большей частью, лишь термин. Чтобы убедиться в этом надо просто взять и полистать какой-нибудь трактат о государстве, написанный древним автором. К примеру, трактат «Политика» греческого философа 4 в. до н.э. Аристотеля.
Аристотель — энциклопедист, создатель философской школы в афинском Лицее. Его труды есть квинтэссенция жизни античного полиса, изложенная системно, простым и ясным греческим языком. Он пишет о разных способах правления государством (а античный полис и есть город-государство), в том числе и о демократии – коллективном способе принятия решений. И читая трактат Аристотеля, становится понятным, насколько древнее представление о демократии отличается от современного.
В древности считается, что люди в обществе не могут иметь одинаковых прав, так как по природе они не одинаковы. Например, женщины не могут иметь одинаковые права с мужчинами, так как мужчины более совершенны – «мужчина по отношению к женщине: первый по своей природе выше, вторая – ниже». Рабы не могут иметь одинаковые права с рабовладельцами – «полезно и справедливо одному быть в рабстве, другому – господствовать, и следует, чтобы один подчинялся, а другой властвовал и осуществлял вложенную в него природой власть». Варвар не может иметь одинаковых прав с греком, варвар — практически — вещь, необходимая для ведения хозяйства. Отсюда необходимость войны с варварскими странами — «охотиться должно как на диких животных, так и на тех людей, которые, будучи от природы предназначенными к подчинению, не желают подчиняться; такая война по природе своей справедлива». И вот, таким образом, согласно Аристотелю, последовательный отсев неполноценных людей оставит в итоге только свободных греков мужского пола. Соответственно, и гражданские права в классическом античном полисе будут иметь эти самые греческие мужчины, а их меньшинство. То есть античная демократия — это на самом деле не власть большинства, а власть меньшинства. Античная демократия – элитарна.
Правда, следует признать, что и такая предельно ограниченная форма демократии для древности была чрезвычайно инновационным явлением. Основные политические тренды тех времен – абсолютные деспотии и монархии. Трудно представить, но даже сам Аристотель считал демократический метод правления избыточным. По его мнению, в эффективном государстве не только женщины, варвары и рабы, но и другие категории людей — вплоть до земледельцев, ремесленников и торговцев — не должны иметь гражданских прав. Ведь все они природой предназначены не к управлению, а к другим видам труда. К управлению же предназначены вооруженные аристократы, в идеале – супер-аристократ, монарх.
Разные виды людей должны заниматься разными видами деятельности, таков взгляд Аристотеля на общество и в этом взгляде, как в капле воды, сконцентрирован общий подход древней философской мысли. Аналог такого представления об обществе — это царство животных, где у каждого вида своя ниша и соответствующее поведение. И управляют этим царством — цари зверей.
Поэтому будем снисходительны к демократии в античном полисе.