Джентльмены неудачи и их нытьё

Джентльмены неудачи и их нытьё
Как мы уже однажды цитировали, «до изобретения социальных сетей только твоя мама знала, что ты кретин». Социальные сети и мессенджеры подарили людям невероятной мощи совершенно непредставимое доселе средство много для чего. Для самовыражения, для изливания эмоций, для использования других людей, для использования чужих жилеток…

И в этом самом по себе ничего плохого не было бы. Ну подумаешь, кто-то любит почернее, кто-то ― посветлее, кто-то ― оптимистичнее, кто-то ― пессимистичнее.

Однако возвращение Реальности и в Реальность ― это не только право и привилегия, но ещё и обязанность, отягчение, долг. Нытик в чате команды в «контре» или «доте-два» ― это неприятно, но не смертельно. Всегда можно заткнуть, рявкнуть, послать, выгнать из команды, в конце концов. Ведь это всего лишь игра, всего лишь виртуальность, всего лишь спектакль.

А вот в реальности далеко не всегда удастся позволить себе такую роскошь. Нытик может оказаться твоим согражданином, формально ничего незаконного не делающим. Нытик может оказаться «в авторитете» в какой-нибудь ОПГ вроде ютуба или инстаграма, и тогда скорее «выпилят» тебя за попытки его урезонить или утихомирить. Нытик может оказаться «не-сам-по-себе-мальчиком» или «дядей с мохнатой лапой» в каком-нибудь посольстве или чьём-нибудь кабинете.

И что делать? И нужно ли вообще что-то делать? И как воспринимать существование таких персонажей?

Всегда ставить на чёрное ― это тоже стратегия

Понятно, что в жизни такие персонажи встречаются достаточно часто. Всем нам доводилось помогать кому-то близкому, находившемуся в стеснённых обстоятельствах, кому было тяжело, кому-то в переживаниях или в стрессе. И здесь нет ничего ненормального: не бывает железных людей, не бывает тех, кому не нужна помощь.

В конце концов, ведь горе, разделённое на двоих, это вдвое меньшее горе, тогда как счастье, разделённое на двоих ― это вдвое большее счастье, правда?

Но столь же, сколь трогателен ищущий у тебя личной поддержки и личной помощи человек, столь же омерзителен и липок делающий это публично, громко, демонстративно. Да ещё и ― чаще всего ― с назидательностью, с мессианским чувством «я лучше всех знаю, как обстоят дела», «я вам сейчас расскажу страшную правду», с барским презрением к собственным читателям или слушателям. И в спокойные-то времена очередной представитель «поколения снежинок», который вылезает у себя в этих ваших фейсбучиках или инстаграммах с требованием, чтобы его безусловно поняли, приняли и пожалели, вызывает отвращение и отторжение у любого человека с развитым чувством этики и эстетики. А уж сейчас ― и вдвойне. Особенно когда он обращается к важным для многих темам вроде «Нас предали!» или «Всё проиграли!»

Ведь, в самом деле, поддержка, сожаление, сочувствие ― это процессы глубоко личные, даже интимные. И публикация собственной потребности в них ― это что-то эксгибиционистское и уж точно психиатрическое. Если, конечно, это публикация потребности, а не маскировка под неё чего похуже.

И усугубляется всё это во времена дефицита человеческого тепла, поддержки: вот тогда возникают совсем уж не лучшие подозрения и вопросы. И к политическим целям подобных выходок, и к их этичности, и к праву подобных персонажей, и, в конце концов, к тому, с чем же на самом деле мы имеем дело. Вот таких-то мы и будем называть Профессиональными Нытиками или ПрофиПлаксами.

Пройдём же по этому пути подозрений и вопросов и выясним для себя, что с такими персонажами делать.

O tempora, o mores!

Но прежде чем делать, стоит убедиться в собственной правоте. В том, что делаемое тобой имеет право на жизнь, что оно улучшает этот мир, приближает торжество справедливости и добра в нём.

Поэтому, как это ни будет скучно, прежде всего стоит выяснить, с чем мы имеем дело с точки зрения морали и нравственности. И потому, что достойно всегда проверить собственную позицию, и потому, что сообщества людей живут по определённым моральным установлениям, и потому, что «что-то делать», а особенно в условиях кризисов, общественного сплочения, единства, стоит лишь «что-то» морально соответствующее и разумное.

И уже здесь мы обнаруживаем в поведении ПрофНытиков заметную подёрнутость плесенью. Эта подёрнутость может быть охарактеризована очень просто: это трусливый выбор беспроигрышной стратегии в тяжёлые времена. И трусливым он является именно потому, что её беспроигрышность достигается нечестным, аморальным образом.

Впрочем, в любой игре беспроигрышность стратегии ― это верный признак либо трусости, либо нечестности. Потому что любая игра ― это шанс на проигрыш. Иначе зачем играть и в чём честность состязания?

Так вот, ПрофиПлакса ― это жулик, избравший для себя позицию, которая кажется ему непробиваемой с точки зрения игры.

Ведь если ПрофиПлакса окажется прав, то всегда сможет завизжать «А я же говори-и-и-и-ил!» И после этого политически и социально нажиться на резко возросшем внимании к себе, на направившихся на него страхах, на новом авторитете Специалиста По Ужасам, Гуру В Выживании, Знатока Предательств.

А если ПрофиПлакса окажется неправ, то всеобщая радость победы, коллективное счастье преодоления, новое чувство единения вокруг большого и светлого просто-напросто затмит все его пророчества. Кто там вспомнит какангелия от ПрофНытика, когда Победа на дворе? А там можно тихонько перестроиться или же, наоборот, найти новый объект и новый повод для нытья.

Это тот самый бородатый анекдот про «крокодилов разгоняю». И забавно, что народ, на уровне коллективного бессознательного хорошо уловивший эту аморальную подлость, табунами бежит за продавцами страхов. Или интернет-фольклорное «ты рассказал мне просто правду, а я ужасную хочу» всё-таки сильнее? Да неужели же настолько необходимо импортозаместить Стивена Кинга, оказавшегося не только злопамятным трусом, так и не простившим советской цивилизации её победу в космической гонке, но ещё и просто дураком, судя по его последним твитам? Неужели мерчандайзинг ненависти и страха в индустрии маркетинга эмоций будет всегда занимать необходимую и неизбежную нишу?

Они обманываться не рады?

А вот тут мы уже вступаем из царства этики в царство психологии. Вполне вероятно ведь, что сам ПрофиПлакса не осмысливает собственное поведение именно так, как мы описали выше. Очень может быть, что он не просчитывает ситуацию, как букмекер, а вполне искренен в своих действиях.

Но вряд ли это хорошо характеризует самого ПрофНытика. Потому что в таком случае перед нами не хладнокровный Торговец Страхами, не циничный дубль Стивена Кинга, а просто трусливый маленький ребёнок. Который настолько боится, что визжит от страха. А поскольку сейчас рупоры достаточно сильны, то и крик его слышен далеко за пределами его детской, где он спрятался под диваном.

Пожалуй, это единственное психологически возможное объяснение такого поведения ПрофиПлакс. Им страшно. Им хочется, чтобы пришёл кто-то и разъяснил. Кто-то Взрослый, Мудрый, Сильный. А поскольку ни к кому персонально такое божество не приходит (да и вообще, бог ведь умер!), то трясущийся от страха ребёнок… начинает мстить.

Да, именно так. Мстить. Ненависть ― это месть труса за пережитый страх. И ребёнок, переживший и переживающий страх, ребёнок, неспособный справиться с этим страхом, этот ребёнок судорожно ищет возможность отомстить за этот страх. Отомстить всему обществу: «А чего оно не боится?» Отомстить маршалам, капитанам и лейтенантам этого общества: «А чего они не пришли ко мне лично и не разъяснили, как всё обстоит на самом деле?» Отомстить конкретным людям вокруг этого маленького ребёнка: «А чё они не поддержали меня, не поняли, не вытерли носик?»

Такой напуганный ребёнок, хотя и постоянно приговаривает, что он сохраняет ясность мышления и стройность понимания, на самом деле хватается за любой страшный слух, за любой ужастик (в том числе и запущенный врагом), за любое «а власти-то скрывают!» и «всё совсем плохо!»

И жалко смотреть на такого ребёнка, понимая, что в нём криком кричит его желание поддержки, его желание излить страх и энергию в детском крике, его потребность в терапии.

Но усталость, безразличие и холодная злость накатывает, когда ты вспоминаешь, что этот ребёнок ― взрослый уже человек. И этот взрослый человек вообще-то мог бы дать себе труд быть подисциплинированнее, поспокойнее, посдержанней.

Потому что именно в исполнении взрослого человека такое поведение оказывается по сути паразитизмом. Паразитизмом на других людях и на всём обществе. Паразитизмом на их эмоциях, страхах, опасениях, патриотизме, политическом участии, заинтересованности. И хорошо ещё, если этот паразитизм не выливается ни в какие материальные формы.

А сколько у вас дивизий?

А ведь взрослый человек ― это прежде всего тот, кто осознаёт свои ограничения. Те пределы и те запреты, те предписания и те требования, которые на него наложены его собственной жизнью и самим обществом.

И эти ограничения нужны не просто так сами по себе, они нужны как часть поведения этого взрослого человека. Если ПрофиПлакса сначала говорит, что «я не руковожу, конечно, Генштабом, но если бы руководил, то поступил вот так, потому что это умнее», то… Все ведь знают, что Everything before the word «but» is horse shit, правда?

Самый лучший ответ на подобные реплики более двух веков тому озвучил бесподобный Бонапарт, сказавший не в меру рьяному офицерику что-то вроде «Если бы я был вами, я бы так и поступил».

Взрослый человек в любой, самой критичной ситуации знает пределы своей компетенции и своих возможностей. Вот и сейчас уже три месяца никто из известных мне ПрофНытиков не руководит Генштабом, не принимает решений, не имеет прямой линии с Главковерхом, и, более того, никто из них не был вовлечён в решение проблем, сейчас составляющих сущность их воздыханий и словоизлияний. Никто из ПрофиПлакс не начинает своё нытьё с того, что «я попробовал все возможные средства обратить внимание на проблему и лишь полная глухота системы обрекает меня на такое позорное действие».

Но зато каждый из них уверен, что уж именно он-то единственный видит проблему, он единственный точно знает способы её решения, он самый заинтересованный в её решении.

Уверен ― или…?

Право визга или обязанность порядка?

А невозможно дать на этот вопрос окончательный, полный и исчерпывающий ответ. Неизвестно, что идёт после «или». Неизвестно заранее, перед нами очередной шизофреник, уверенный в своей единственно гениальной точке зрения в силу наличия у него Божественного Откровения, или же циничный и холодный мерзавец, который поступает строго противно предписанию преп. Серафима Саровского.

Ведь, в самом деле, если священной истиной является «спасись сам ― и вокруг тебя спасутся тысячи», то не дьявольским ли искушением будет подталкивание человека к панике? К страху? К ввержению в уныние? Не служением ли дьяволу будет такое ПрофНытьё ― хотя бы потому, что тысячи, услышавшие его, отдалятся от Спасения?

А ведь именно поэтому паникёров и пораженцев наказывали во все времена. Не только во времена «кровавого тирана» (любого, неважно, о каком подумал читатель), но во все. А уж во времена критические и важные наказывали жёстко. Именно потому, что заранее неизвестно, какие слова идут после «или».

Конечно же, свобода слова ― это хорошо и правильно. Но распространяется ли свобода слова на право визга? Входит ли это в свободу слова гражданина свобода вещания на центральной площади? А если это не вещание, а банши-верещание? А если в три часа ночи?

Это не только о том, что свобода слова должна обеспечиваться обязанностью выбирать эти слова. Или, как это иронично обобщил один либеральный поэт, «ведь не каждый афоризм пробуждает гуманизм; а иные афоризмы тянут и на терроризм». Liberalus vulgaris вообще не обладает нужными органами восприятия, чтобы осознать, что слово ― это тоже часть общественного порядка, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Но дело-то не в этом и не об этом.

Прежде всего это об обязанности порядка. Особенно в условиях архитектонических сдвигов в мире. В условиях постепенно пробуждающегося Супервулкана Истории верезги, скулежи и блеянья перестают быть просто выражением отдельного мнения. Они становятся оружием, в том числе оружием против блеющего и скулящего, если, конечно, он искренен. И уже поэтому, собственно, публичное ПрофНытьё является не только этически крайне сомнительным действием.

HilfsWillingen метавселенных

Ведь, в конце концов, такие ПрофиПлаксы играют тем самым на стороне врага. И не стоит сейчас включать Великих Кибернетиков, рассказывать про «необходимость обратных связей в системе» и «вон Левша предупреждал, а царь не услышал». Левша предупреждал по узкому каналу связи, а не бежал к колоколу с карканьем «Царь ― предатель!»; обратные связи должны осуществляться через специальные (и желательно защищённые от взлома и внешнего вторжения) каналы связи, иначе такая «обратная связь» теряет свой смысл. Считаешь себя обладателем важной информации ― беги к специальному Дионисиевому Уху, а не звони во всю Ивановскую о своей догадливости и сметливости. В ином случае…

Ну какой, в самом деле, смысл разгадывания сложной комбинации гроссмейстером, если он даёт это понять оппоненту? Высшим пилотажем является не просто разгадать комбинацию противника, не только не дать ей развернуться, но и использовать кинетику этой комбинации против самого же противника. Но ведь для этого противник должен быть уверен, что его комбинация осталась неразгаданной, не так ли? А для этого «обратная связь» всегда должна быть закрытой от самого противника. Это и есть тот самый «покерфейс», это и есть то самое искусство блефа.

А вот хиви метавселенных вовсе не осуществляют своим ПрофНытьём обратную связь. Они, наоборот, дискредитируют её в глазах масс людей. Или демотивируют эти массы. Любой обыватель тут же прокручивает в голове один из вариантов: 1. Это и без меня уже заметили, зачем напрягаться? 2. Да надоели все эти критики-нытики, можно что-нибудь уже другое? 3. Не хочу уже слышать про эту тему, дайте мне другую, и плевать мне на её важность.

Хиви метавселенных, таким образом, в новых виртуальных и «когнитивных», как это модно сейчас обозначать, войнах выполняют важнейшие задачи по обездвиживанию и дезактивации потенциальных соратников и просто ратников врага.

И Пятый «Слезливый» Легион, состоящий из ПрофНытиков и выстроенный в Колонну, выполняет здесь немаловажную задачу. «Перегрузом» конкретной темы негативом ли, «забиванием» каналов излишком информации ли, эмоциональным насилием над аудиторией ли ― но этот легион добивается как раз не усиления, а ослабления противоположной стороны, ухудшения её обратных связей, дискредитации её бойцов.

И даже если ПрофНытик не понимает этого, не действует целенаправленно таким образом, последствия его деятельности остаются теми же (вот почему так часто таких ПрофиПлакс размещают и комментируют у себя медиа врага!). Бывают солдаты Фортуны, а бывают жулики Фортуны. Те, кто вышел на большую дорогу интернета, чтобы пограбить случайных путников в социальных сетях и мессенджерах. Пограбить на эмоции и чувства, на возмущение и страх, на лайки-шеры-репосты, на их время и внимание, в конце концов.

И так тоже можно грабить

Вот чем, наконец, наиболее опасны и страшны ПрофиПлаксы, эти хиви метавселенных, эти джентльмены неудачи, эти жулики Фортуны. Вот чем они опасны и страшны прежде всего для той стороны, бойцами которой они себя выставляют.

Они опасны тем, что, в сущности, представляют собой страшное для любой армии явление, а именно мародёрство. И то, что это не мародёрство «шмоток» и «теликов», а «всего лишь» мародёрство общественного сознания, ситуацию не то что не облегчает ― ещё и ухудшает.

Мародёр ведь не просто плохой боец. Мародёр ― это ещё и тот, кто настраивает местное население против армии. Это ещё и тот, кто своим примером дискредитирует собственных товарищей по оружию. Это ещё и тот, кто разлагает их сознание ядовитой мыслью «А чего это он вернётся домой разбогатевший, а я нет? Чем я хуже?» Мародёр ― это тот, кто подменяет благородное боевое искусство освободителя и защитника гнусным ремеслом насилия, грабежа и паразитирования. Мародёр ― это тот, кто разлагает общество, разлагает армию, разлагает души.

И мародёрствовать можно не только беззащитные и беспомощные дома мирных поселян. Мародёрствовать можно ещё и беззащитное и беспомощное общественное сознание, растерянное и испуганное, встревоженное и болезненно переживающее. Пранкер Никита Кувиков, который людоедски пытался себе отрезать кусманчик от израненной человеческой боли «Зимней вишни», в этом смысле ничем не отличается от ПрофиПлаксы, который, выдавая себя за патриота, мелкими слоями нарезает израненные души людей, переживающих за исход трагедии на территории экс-УССР и за будущие судьбы всего экс-СССР. И тот и другой ― мародёры и отличаются только тем, что в случае с первым совершенно очевидны и само действие, и мотив, а по поводу второго ещё возможно то самое «или…».

Но ведь это самое «или…» здесь ― это обстоятельство отягчающее, а вовсе не облегчающее. Потому что если с врагом всё изначально понятно и от его попыток мародёрства проще отбиться, то использование дополнительных маскировок превращает это мародёрство в изощрённое комбинированное преступление, сочетающее техники взлома, жульничества и мародёрства. Мародёр армии оккупантов, ступающий кровавым сапогом в чужой дом, в конечном итоге куда менее болезненно переживается поселянами этого дома, чем жулик, который оставил те же последствия, но в мирное время и использовав обман. Потому что второй не только нанёс ущерб ― он ещё и разрушил веру в людей в душах пострадавших.

Вот почему слово «мародёр», восходящее к французскому maraud (жулик, мошенник), должно обрести новый смысл. Мы вступили в мир, в котором мародёрствовать можно не только вещи. И ПрофиПлаксы ― это лишь первые ласточки.

Что делать? (не по Чернышевскому)

И когда-нибудь государственные машины при всей их инерционности доберутся до того, чтобы юридически описать это явление. До этого неблизко, ведь до этого сначала придётся описать и понять, что именно мародёрится. Но это обязательно будет.

А до этого момента, как обычно, придётся справляться силами общества. Там, где юриспруденция бессильна, включается мораль. В таких случаях неудивительно появление Вторичных Плакс, то есть тех, кто возмущается ПрофиПлаксами или же Врагами Народа. Вот ВторПлаксы действительно пытаются здесь поднять важный вопрос, и этим они отличаются от ПрофиПлакс.

А пока что само общество должно постепенно вырабатывать иммунитет. Не позволять ПрофиПлаксам наживаться на страхах, опасениях, ожиданиях и желаниях общества. Создавать настоящую профессиональную дискуссию, в которой ПрофиПлакса будет выглядеть смешно и неуклюже. Наблюдать за ПрофиПлаксами и определять среди них тех, кто «или». Мыслить. Впрочем, этот совет кажется нелишним в любой ситуации. Ведь если именно в таком случае ты перестаёшь удовлетворяться лишь одним ПрофиПлаксой (или, наоборот, одним Поставщиком Радости) и начинаешь искать альтернативные источники, сравнивать, задумываться, критиковать.

Это всё в отношении ПрофиПлакс.

А в отношении происходящего вокруг стоит соотнести себя, свою жизнь и свои возможности с окружающим миром и его условиями. Стоит продумать несколько вариантов, чтобы ни одно из развитий событий не застало врасплох. Это, кстати, и уровень тревожности снизит. Стоит задуматься о своём месте в новом мире, в мире вернувшейся Реальности. Стоит задуматься о том, какой хочется видеть эту Реальность и, самое главное, что для этого можно и нужно сделать.

И уж точно стоит задуматься о том, чтобы энергию, эмоции и чувства, которые доселе отдавались на откуп ПрофиПлаксам, направить на полезные дела и действия. Ведь, в конце концов, в мире после нас остаются именно они, а не переживайки, эмодзи, впечатления и сториз.

Андреас-Алекс Кальтенберг