Джо Байден о ценах на бензин для американцев: они будут расти
Так президент Соединенных Штатов ответил на вопрос журналистов, что он может сказать американскому народу по поводу дальнейшего роста цен на топливо. Таким образом, цена $4,17 за галлон бензина, вызвавшая на днях возмущение граждан страны, не является пределом. Американский лидер это четко дал понять своим избирателям. «Мы мало что можем с этим сделать…ответственность несет Россия», — добавил он.
Рост цен на бензин и дизельное топливо в Америке обусловлен введением новых санкций в отношении российского энергетического сектора. В частности, напомним, в США с 8 марта действует запрет на импорт нефти и других энергоносителей из России из-за специальной военной операции Москвы на Украине. Стоимость барреля нефти на этом фоне моментально поднялась до $130, что, в свою очередь, вызвало резкое повышение цен на американских заправках в среднем до $4,17, а в ряде штатов почти до $7.
Впрочем, санкции — не единственная причина роста цен на бензин в Америке. По данным американского приложения GasBuddy, при помощи которого пользователи могут сравнивать цены на разных заправках и выбирать наиболее дешевые, устойчивое повышение стоимости бензина наблюдается уже несколько лет. Руководитель проект Патрик Де Хан связывает это с тем, что запасы добыча сырой нефти в мире постепенно сокращается в принципе. В то же время разговоры о переходе на альтернативные источники топлива пока так и остаются разговорами, потребность в нефти держится примерно на одном уровне.
На этом фоне американский запрет на импорт российской нефти выглядит довольно необдуманным и истеричным шагом. Хотя, по информации американской прессы, Байден пытался найти альтернативу российским поставкам. Издание Wall Street Journal сообщало о попытках президента связаться с лидерами ОАЭ и Саудовской Аравии и обсудить с ними возможность наращивания объемов арабской нефти на американском рынке, а заодно снижение стоимости на уже заключенные контракты. Однако попытки успеха не имели: шейх Мухаммед бин Зайед и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман, по словам источника СМИ, потребовали от Вашингтона поддержки своих интересов в Йемене и, получив отказ, не стали продолжать диалог.
Примечательно, что Евросоюз пока не поддержал американское эмбарго, хотя разговоры об этом ведутся постоянно. На данный момент известно, что постепенный отказ от российских энергоносителей будет обсуждаться на саммите ЕС, который проходит в эти дни в ЕС. По данным агентства Reuters подготовлен проект некой декларации, которая предлагает комплекс мер, при осуществлении которых Европа приблизительно к 2030 году сможет обходиться без российских ресурсов.
Впрочем, если данная декларация будет принята, она не будет носить какого-либо обязательного характера, а станет скорее очередной политической демонстрацией. В тексте проекта документа прописан его рекомендательный характер. Кроме того, указывается, что каждая конкретная европейская страна по-разному зависит от России в энергетическом плане и поэтому требовать от всех выполнения каких-либо единых сроков – невозможно.
При этом тарифы на электроэнергию, отопление и стоимость бензина в Европе сейчас повышаются на фоне одних только разговоров об этом. По данным французской газеты Le Monde, например, местные жители уже начали экономить на бензине: журналисты приводят разговор с сотрудницей одной из заправочных станций, которая сообщает, что еще некоторое время назад французы е задумываясь заполняли бак автомобилей до полного уровня, сейчас они все чаще ограничиваются определенной стоимостью.
Еще красноречивее – скачки на фьючерсном рынке. Несколько дней назад, когда США объявили об энергетическом эмбарго в отношении России, цена на газ взлетела до $4000 за тысячу кубометров. Эта абсолютно нерациональная цифра держалась до тех пор, пока не последователи заявления сразу же нескольких европейских лидеров, что они не будут поддерживать данные санкции.
В частности, против них высказался канцлер Германии Олаф Шольц. В Дании, в свою очередь, сообщили, что хотя не будут заключать с Россией новые контракты, старые, действующие до 2030 года, тоже разрывать не намерены. Только после этого цена на фьючерсы опустилась ниже $2000. Хотя и это значительно дороже, чем было раньше, и, по данным аналитиков, приведет к росту цен для конечных потребителей минимум на 30%.