Для чего Россия и Иран задумали создать газовый хаб. В чем выгода Москвы инвестировать в конкурента
Москва, возможно, поучаствует в создании иранского газового хаба. Хотя это выглядит странно. Если Россия поможет Ирану выйти с его газом на международный рынок, то он станет серьезным конкурентом. Ведь иранцы имеют огромные запасы этого природного сырья, занимая второе место после РФ. Но объединение двух соперников вполне может быть выигрышным.
Иран хочет сделать транспортный коридор с помощью России, Туркмении и Катара. Его создание планируется в провинции Бушер, где располагается крупное месторождение нефти и газа. В нем находится 28 трлн. кубов голубого топлива и 7 млрд. тонн черного золота.
Весной делегация из РФ уже побывала в Иране по этому вопросу. На встрече страны подписали договоры, но конкретное их содержание умалчивается. Есть сведения, что касаемо природного газа стороны решили вопрос о своповых поставках сырья, разработке месторождений на иранской земле. Точных данных по хабу пока нет.
Западное направление
Эксперты думают, что газ из России и Туркмении будет поставляться в Иран, где его смешают с местным топливом, что изменит право собственности на него и даст возможность продавать кому угодно. Куда его направлять дальше, нужно еще решить. Возможно, смешанный газ пойдет в европейские страны и Индию.
Но поставлять его на запад – сомнительный вариант, поскольку необходимо преодолеть много лишних километров через Среднюю Азию, оттуда в Турцию и только потом в Европу. Достаточно неразумный подход. К тому же РФ выгоднее и проще отправлять газ прямо в Анкару, что и делается сейчас.
Да и турки вряд ли с радостью отнесутся к появившемуся конкуренту в лице Ирана. Власти могут не одобрить транзит его природного ресурса через свою территорию. Ведь Турция сама желает быть газовым транспортным коридором для Европы. Тем более что Москве выгоднее поставлять газ в европейские страны именно по «Турецкому потоку».
Восточное направление
А вот восточное направление выглядит куда более привлекательным. В этом регионе нет конкурентов. Зато есть отличный шанс выйти на развивающийся рынок Индии и Пакистана. Но встает вопрос, одобрит ли Дели такую идею. Потребность индийцев в газе растет, но, возможно, они не захотят инвестировать в создание инфраструктуры для поставок голубого топлива.
Уже был случай, когда Дели не дал реализовать проект газопровода в Пакистан и Индию. Он желал закупать газ на собственной границе, а прокладкой труб заниматься не хотел.
Если Индия все же даст согласие забирать топливо на хабе Ирана, то нужно решить, каким способом осуществлять его доставку. Можно по суше с помощью трубопроводов через Пакистан. Это самый реальный путь. Или по морю в сжиженном виде, что гораздо труднее. Ведь нужно построить крупный СПГ-завод, а такими технологиями обладает только запад.
Газовый ОПЕК
Даже если спустя несколько лет все-таки удастся возвести такое предприятие, то все равно непонятно, зачем России создавать его на иранской территории, являющейся для нее конкурентом по газу. Научившись строить такие заводы, Москва лучше будет их возводить на своей земле, что существенно упростит задачу по поставкам голубого топлива.
В этом много плюсов. Например, это позволит вкладываться только в свои территории, создавать много новых рабочих мест для россиян, получать налоги в бюджет страны. И прибыль от продажи СПГ будет гораздо больше, так как именно процесс сжижения и разжижения газа стоит дороже всего при таких поставках.
Анализируя все это, кажется странным партнерство России и Ирана в плане газового хаба. Каждый из них мог бы развивать эту отрасль своими силами. Некоторые эксперты уверены, что два крупных конкурента в газовой сфере просто хотят укрепить свою власть и расширить влияние на международном рынке.
Возможно, они просто хотят показать всем, что планируют образовать газовую ОПЕК. Это как призыв к другим странам, чтобы они поспешили договориться с ними сейчас, пока они не объединили свои усилия. Поэтому рано говорить о том, что данный проект действительно будет воплощен в реальность. Если это и произойдет, то не раньше 2030-х годов.