Для давления на Тайвань КНР нужна мощь «Аллигатора». Почему НОАК выбрала Ка-52, вместо своих амбициозных проектов Z-10 и Z-20

Для давления на Тайвань КНР нужна мощь "Аллигатора". Почему НОАК выбрала Ка-52, вместо своих амбициозных проектов Z-10 и Z-20.

История с французскими универсальными десантными кораблями, типа «Мистраль», преподала немало горьких уроков нашему военному ведомству, но есть, как говорится, и хорошие новости. Именно благодаря этой сорванной сделке, Россия предприняла серьезные усилия и вложила немалые средства в разработку мощного ударного вертолёта морского базирования. Когда Франция наложила вето на продажу «Мистралей», все эти инвестиции казались напрасными, или, по-крайней мере, преждевременными. Но, как иногда бывает, всё случилось согласно русской пословице: » Не было счастья, да несчастье помогло». Ка-52К «Катран», на сегодняшний день, продаётся даже получше своего сухопутного коллеги «Аллигатора». Вертолетная сделка с Египтом, купившим на деньги саудитов предназначенные для России «Мистрали», была закономерной и неизбежной. А вот желание Китая оснастить свои УДК !Тип-75″ «Катранами», выводит эту передовую разработку российского ВПК совсем на иной уровень.

Для давления на Тайвань КНР нужна мощь "Аллигатора". Почему НОАК выбрала Ка-52, вместо своих амбициозных проектов Z-10 и Z-20.

Сегодня у Китая остается всё меньше военных сфер, для которых требуется импорт иностранной боевой техники. Казалось, что история с покупкой зарубежных ударных вертолётов для НОАК закончилась ещё десять лет назад, когда на вооружение был принят первый национальный ударный вертолёт CAIG WZ-10, или Z-10 «Harbin». Полностью китайской эту машину можно назвать лишь с натяжкой, в её основе лежит проектная документация изделия «941», российского ОКБ «Камов». Но в данном случае китайцы всё сделали честно. Эскизный проект не имел отношения к основным российским разработкам, и заказ на него был полностью оплачен китайским правительством.

Для давления на Тайвань КНР нужна мощь "Аллигатора". Почему НОАК выбрала Ка-52, вместо своих амбициозных проектов Z-10 и Z-20.

Планировалось, что базовый Z-10 станет прототипом для целой линейки многофункциональных вертолётов, в том числе и морского ударно-разведывательного. С возникновением моды на универсальные десантные корабли, в качестве «карманных авианосцев», такая машина требовалась ВМС НОАК как воздух. Всего Китай запланировал построить три единицы вертолётоносцев «Тип-75», с авиакрылом по 28-30 винтокрылых машин. Попытка приспособить для этих целей Z-10 закончилась провалом. Флагманский китайский «ударник» оказался слишком лёгким и слабо вооруженным, и его старая силовая установка, в условиях повышенных нагрузок в ходе военно-морских операций, быстро выходила из строя.

Для давления на Тайвань КНР нужна мощь "Аллигатора". Почему НОАК выбрала Ка-52, вместо своих амбициозных проектов Z-10 и Z-20.

Вторая попытка создать собственно китайский морской вертолёт, с ударными возможностями, гораздо больше походила на традиционное для Китая воровство военных технологий. На этот раз проект CMH, превратившийся со временем в универсальный вертолёт Z-20, сильно смахивал на старый добрый американский «Сикорский», его ультрапопулярную в мире модель UH-60 Black Hawk. Изрядно переработанная версия «Чёрного ястреба» подходила для морских операций больше, чем Z-10, но её внедрение затянулось и планируется к реализации не раньше 2024 года. А надёжные ударные вертолёты морского базирования НОАК требуются прямо сейчас. Никто особо не скрывает, для каких собственно целей. Тяжёлый Ка-52К, способный нести почти в два раза больше оружия, чем основной китайский Z-10, обладает ещё одной замечательной чертой. Это единственный в мире боевой вертолёт, способный нести крылатые ракеты «воздух-поверхность» и «воздух-корабль». В условиях проведения морских и десантных операций, вроде гипотетического вторжения на Тайвань, это одно из ключевых свойств.

Для давления на Тайвань КНР нужна мощь "Аллигатора". Почему НОАК выбрала Ка-52, вместо своих амбициозных проектов Z-10 и Z-20.

Покупка Китаем Ка-52К, с большой вероятностью, даст сигнал другим азиатским покупателям, заинтересованным в приобретении надежного палубного вертолёта. Китай для них давно является своеобразным маркером. Если Поднебесная, имеющая налаженные производственные линии большинства видов современного оружия, покупает что-то даже в ущерб собственным разработкам, то сомнений быть не может. Надо брать!