Для США нет хороших вариантов в Йемене

В начале января, когда йеменские проиранские повстанцы-хуситы продолжали нападать на торговые суда в Красном море, администрация президента Джозефа Р. Байдена-младшего оказалась перед выбором.

Для США нет хороших вариантов в ЙеменеAP PHOTO/OSAMAH ABDULRAHMAN

В итоге администрация Байдена остановилась на подходе «сдерживать и ослаблять», который, по крайней мере пока, не привел к прекращению атак хуситов. Этот подход не принес успеха. Однако, он может оказаться адаптируемым методом.

Пять вариантов

Первым вариантом, которого Соединенные Штаты придерживались в течение нескольких месяцев, был вариант «только обороняться». В этом сценарии Соединенные Штаты продолжали бы делать то, что делали уже несколько недель: американские военные корабли в рамках операции Prosperity Guardian будут патрулировать Красное море и Аденский залив, сбивая любые ракеты и беспилотники хуситов. Главная проблема с подходом «только обороняться», конечно, заключалась в том, что он просто не работал. Соединенные Штаты сбивали ракеты и беспилотники, но хуситы продолжали нападать, а судоходные компании все чаще избегали Красного моря.

3 января Соединенные Штаты вместе с несколькими другими странами предприняли последнюю попытку, сделав, как выразились представители администрации, «последнее предупреждение» хуситам, чтобы те прекратили свои атаки. Через несколько часов хуситы ответили запуском беспилотного катера по американским силам в Красном море. Посыл был ясен. Если Соединенные Штаты не будут делать ничего, кроме как играть в оборону в Красном море, атаки хуситов продолжатся.

Вторым вариантом, который в итоге выбрали Соединенные Штаты, были ограниченные военные удары, или подход «сдерживания и ослабления». В этом сценарии Соединенные Штаты и союзники нанесут удары по целям хуситов в Йемене, но они будут ограничены инфраструктурой запуска ракет и беспилотников и складами боеприпасов повстанцев. Соединенные Штаты не будут наносить удары по всем целям хуситов, равно как и по их лидерам. Идея заключалась, да и во многом до сих пор заключается, в том, что Соединенные Штаты смогут ослабить потенциал хуситов до такой степени, что эта группировка больше не сможет угрожать коммерческому судоходству в Красном море. Соединенные Штаты делали ставку на то, что они смогут причинить йеменским повстанцам достаточно боли, чтобы группировка была вынуждена прекратить свои атаки.

Проблема с этим подходом заключается в том, что он вряд ли сработает, по крайней мере в его нынешней форме. Хуситов не удастся сдержать, и будет невероятно сложно ослабить их до такой степени, чтобы у них не осталось ни желания, ни возможностей атаковать корабли в Красном море.

Третий вариант, который Соединенные Штаты рассматривали в январе, — это экспансивные военные удары, или подход «сдерживать, ослаблять и уничтожать». В этом сценарии Соединенные Штаты нанесут удар по хуситам в Йемене, атакуя широкий спектр военных целей, включая руководство движения. Однако такой подход ограничил бы будущие возможности США и обязывал бы их вступить в бессрочный конфликт с хуситами. Выбрав более ограниченный пакет ударов, Соединенные Штаты могли бы держать в резерве этот более широкий вариант на случай, если их первоначальный подход потерпит неудачу.

Более широкий пакет ударов также был бы сопряжен с риском — из-за возможности иранских жертв в Йемене — спровоцировать более широкую региональную войну между США и Ираном, которую администрация Байдена хотела избежать.

Четвертый вариант — это то, что можно назвать подходом «поражения». В этом сценарии, который рекомендуют несколько аналитиков, Соединенные Штаты признают, что хуситы представляют собой постоянную угрозу американским интересам в регионе. В результате Соединенные Штаты не только нанесут военный удар по хуситам, но и будут активно добиваться поражения этой группировки, в первую очередь поддерживая антихутистскую коалицию в гражданской войне в Йемене.

Однако с таким подходом есть несколько проблем. Во-первых, единой антихуситской коалиции не существует. Фракции антихуситов расколоты и давно воюют друг с другом. Во-вторых, почти все члены антихуситской коалиции, с которыми Соединенные Штаты могли бы сотрудничать, имеют на руках кровь от многолетних боевых действий в Йемене и в качестве партнера США будут вызывать серьезные сомнения в соблюдении прав человека. В-третьих, и это, пожалуй, самый важный недостаток, это обяжет США ввязаться в долгую и кровопролитную партизанскую войну в Йемене без каких-либо гарантий успеха. Соединенные Штаты стали бы участником гражданской войны в Йемене.

Пятый вариант, который Соединенные Штаты имели в январе, — это прямой удар по Ирану. В этом сценарии Соединенные Штаты пришли бы к выводу, что хуситы поддерживаются Ираном и что для решения проблемы нападений хуситов в Красном море, необходимо обратиться к источнику проблемы — Ирану. Проблема такого подхода заключается в том, что он не просто рискует развязать более широкую региональную войну с Ираном и его прокси, но и инициирует именно этот конфликт.

Модификация второго варианта

Ни один из этих вариантов не был особенно привлекательным, и многие из них несли в себе значительный риск эскалации. В конечном итоге администрация Байдена остановилась на втором варианте — ограниченных военных ударах. Это произошло не столько из-за уверенности в том, что он принесет желаемые результаты — прекращение атак на коммерческое судоходство в Красном море, — сколько потому, что он соответствовал трем ключевым критериям. Во-первых, это позволило Соединенным Штатам действовать. Во-вторых, данный подход сохранял варианты на будущее. В-третьих, и это, пожалуй, самое важное, он казался американцам наименее плохим из всех вариантов, имевшихся на столе.

После почти двух месяцев военных ударов стало ясно, что подход «сдерживай и уничтожай» не работает, по крайней мере, пока. Это означает, что Соединенным Штатам придется скорректировать свои действия, чтобы заставить хуситов прекратить атаки в Красном море. При изменении подхода ключевое значение будут иметь три вещи: постоянные военные действия, прекращение поставок иранского оружия и привлечение Ирана к ответственности за его действия.

Во-первых, Соединенные Штаты должны будут поддерживать тот тип ограниченных военных ударов, которые они наносят с января по целям хуситов в Йемене. Сами по себе эти удары вряд ли положат конец атакам повстанцев, но в совокупности с перечисленными ниже действиями они имеют больше шансов добиться желаемого результата.

Во-вторых, Соединенным Штатам необходимо прекратить поставки иранского оружия в Йемен. Если США не смогут этого сделать, то неважно, насколько сильно они ослабят потенциал хуситов, группировка сможет возродиться и пополнить запасы. Но остановить поставки оружия непросто. Иран уже почти десять лет поставляет в Йемен оружие, часть которого попадает в страну по морю, а часть — через сухопутные границы и затем контрабандой переправляется на территорию хуситов. Соединенным Штатам потребуется помощь военно-морских сил союзников, особенно европейских, а также региональных стран, таких как Оман, чтобы резко сократить поток оружия.

Наконец, что особенно важно, Соединенные Штаты должны быть готовы подвергнуть риску иранские цели. Например, в начале февраля США провели кибератаку на иранское судно Behshad, которое, по общему мнению, оказывает помощь хуситам и предоставляет им разведывательную информацию о целях. После кибератаки «Бехшад» отступил в сторону Джибути, и на несколько дней число нападений хуситов в Красном море сократилось.

Иран — единственная страна, имеющая значительные рычаги влияния на хуситов, и единственный способ остановить атаки хуситов в Красном море — продемонстрировать Ирану, что он заплатит высокую цену за помощь и содействие хуситам. Действия США против иранских прокси в Ираке и Сирии уже привели к тому, что Иран свернул там свои филиалы. Возможно, Соединенные Штаты будут действовать творчески: им не обязательно отвечать только военными действиями или даже атаками непосредственно на иранскую территорию, но они могут расширить свои ответные меры, чтобы оказать давление на Иран, который оказывает помощь хуситам.

ANF на русском | ANF Russia 🅥t.me