Льгота вместо сбора: как ветераны СВО и многодетные семьи могут сэкономить на автомобиле

https://cdn-storage-media.tass.ru/resize/752x496/tass_media/2025/10/26/f/1761437346027854_fDwOYFDf.jpg

Российский автомобильный рынок стоит на пороге значительных изменений, которые напрямую затронут финансовые возможности социально уязвимых категорий граждан. На фоне предстоящего повышения утилизационного сбора депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму законопроект, способный существенно облегчить жизнь тысячам российских семей. Речь идет о предложении освободить ветеранов боевых действий, включая участников специальной военной операции, инвалидов и многодетные семьи от уплаты утилизационного сбора при приобретении автомобиля.

Лидер партии Леонид Слуцкий подверг резкой критике планируемое повышение утильсбора в России с декабря этого года. По его словам, это решение ударит по наиболее уязвимым категориям граждан, для которых наличие личного автомобиля является не роскошью, а жизненной необходимостью. Для многих семей именно автомобиль позволяет решать повседневные бытовые вопросы, связанные с передвижением по городу и за его пределами.

«Люди и так уже не могли позволить купить себе хорошую машину, а теперь даже не смогут мечтать об этом», — заявил Слуцкий, добавив, что новые сборы не связаны с реальной утилизацией.

Парламентарий выразил серьезные опасения относительно последствий повышения сбора при ввозе иномарок. По его прогнозам, это приведет к дальнейшему обнищанию населения, особенно болезненно ударив по карману семей с детьми и социально уязвимых групп. В качестве альтернативы партия предлагает ввести для таких граждан специальную льготу на одно личное транспортное средство.

Напомним, что с декабря утилизационный сбор на автомобили существенно возрастет. Новая методика расчета будет учитывать не только тип транспортного средства, но и мощность двигателя, а также его экологический класс. Такой подход приведет к значительному увеличению фискальной нагрузки на потребителей.

Для наглядности можно рассмотреть конкретные примеры. Согласно анализу рынка, утилизационный сбор при ввозе популярного кроссовера Toyota RAV4 может достигать почти два миллиона рублей. Для сравнения, базовая стоимость этого автомобиля в российской рознице начинается от 2 430 000 рублей . Таким образом, сбор составляет существенную долю от общей цены автомобиля.

Не лучше ситуация и с другими популярными моделями. Для китайского кроссовера Geely Monjaro сбор может превышать 800 тысяч рублей, в то время как стоимость самого автомобиля на российском рынке составляет порядка 13 972 долларов США без учета таможенных платежей и налогов. Для Volkswagen Tiguan утилизационный сбор оценивается примерно в 790 тысяч рублей, что сопоставимо с ценой базовой комплектации этого автомобиля, которая начинается от 2 332 800 рублей.

Планируемое повышение сборов происходит на фоне сложной ситуации в российском автомобильном рынке. Согласно данным отраслевой статистики, продажи новых автомобилей в России демонстрируют отрицательную динамику. За сентябрь 2025 года было продано 121 114 легковых автомобилей, что на 18,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Общее состояние рынка также вызывает обеспокоенность экспертов. По оценкам Министерства промышленности и торговли, общие продажи новых автомобилей в 2025 году ожидаются на уровне 1,3-1,4 миллиона единиц, что примерно на четверть ниже показателей прошлого года. В таких условиях дополнительное фискальное давление может еще больше сократить и без того невысокий потребительский спрос.

Особую актуальность предложению ЛДПР придает то обстоятельство, что для многих социальных категорий автомобиль является не просто средством передвижения, а инструментом решения повседневных задач. Для многодетных семей он необходим для перевозки детей, для людей с инвалидностью — часто единственная возможность самостоятельно перемещаться по городу, для ветеранов — средство реабилитации и социальной адаптации.

В случае принятия законопроекта льготные категории граждан получат возможность приобретать автомобили по более доступным ценам. Это не только улучшит их материальное положение, но и окажет положительное влияние на весь автомобильный рынок, поддержав внутренний спрос в сложный экономический период.

Сейчас документ находится на рассмотрении в Государственной Думе. Эксперты отмечают, что его принятие будет зависеть от согласованной позиции всех парламентских фракций, а также от оценки финансовых последствий для федерального бюджета. Вместе с тем, социальная значимость предложения не вызывает сомнений, что увеличивает шансы на его положительное рассмотрение.

Многие аналитики сходятся во мнении, что поддержка социально уязвимых категорий граждан должна быть приоритетом в текущих экономических условиях. Предложение ЛДПР может стать первым шагом на пути к более сбалансированной автомобильной политике, учитывающей интересы всех слоев населения. Окончательное решение по законопроекту ожидается в ближайшие месяцы, и от него будет зависеть доступность личного транспорта для сотен тысяч российских семей.