Дмитрий Евстафьев: Противники прививок занимают антигосударственную позицию
— Мы абсолютно неправильно понимаем ситуацию с вакцинацией. Мы ее воспринимаем, как частную проблему. В действительности она — не частная. Она проблема всей фундаментальной базы постсоветской государственности, как мы ее строили. Скажем честно, что постсоветская государственность у нас строилась с 1993 года. До этого у нас была хаотизация — не очень вменяемая, которая закончилась определенного рода событиями в центре Москвы. В историческом плане с этого момента началось строительство хотя бы чего-то, а не разрушение всего и вся.
Вся ситуация вокруг вакцинированияневакцинирования и санитарных ограничений выявила все. Главное, что она выявила, но мы не осознали, — что такое антиваксерское движение? Антиваксерское движение — это не просто набор городских сумасшедших. Тем более, что значительная часть не городские сумасшедшие, а прекрасно знают, что и зачем они делают. Иногда их цели совершенно некоммерческие, хотя очень часто коммерческие. Это же сетка! Это классическая сетевая структура, которая противостоит классической иерархическое структуре.
Столкнулись на том, что сетка под названием антиваксеры начала претендовать на тот инструмент, который был основным для нашей власти, то есть для нашей иерархической структуры, которая у нас есть. А русские (не в биологическом, а цивилизационном смысле) — это очень иерархический народ, который, где бы не появлялся, пытается восстановить иерархию.
Главный инструмент, как вы в сетевом обществе управляете обществом, экономикой — это каскадирование нарративов. Это наша замечательная повесточка. Так вот антиваксерская сеть начала претендовать на монополию государства на управление повесткой. Грубо говоря, наша антиваксерская сеть, которая в основе сеть, а дальше разного рода кванты, привлекает, втягивает в себя людей, которые даже не ощущают себя близкими к этой системе, но они втягиваются в коммуникационные процессы.
Она решила, что будет управлять нашей повесткой дня и вырывать у государства единственное, чем оно пыталось управлять абсолютно в рамках того, что ему позволено Конституцией 1993 года, что позволялось любому, не только нашему государству, в рамках концепции постмодерна, в рамках той политической практики и системе, которая у нас сложилась. В этом смысле антиваксеры и государство — это прямые конкуренты. Вот, в чем ужас. В этом смысле сейчас антиваксеры занимают все более антигосударственную позицию. У них главное требование сейчас — отставка правительства. С точки зрения масштабов, это не сильный вызов государству. Реальные масштабы этой сети не очень большие.
Вывод, который должно сделать государство, — управление повесточкой в нынешних геополитических и внешнеполитических условиях становится абсолютно недостаточным. Мы должны вернуться к управлению через проекты. Страна должна управляться не только через повестку, но и через проекты.
Огромная внутренняя потребность в стране — в упорядочивание жизни. Тот вариант сети, который продвигается в рамках якобы противовакцинного и противокуаркодного движениях, и которые имеют лишь косвенное отношения к вакцине, навязывает нам новую социальную парадигму чистой архаики. Но в действительности в архаику подавляющее большинство нашего общества не хочет. Наше общество хочет безопасное и уважительное упорядочивание жизни, социальных отношений. Это можно сделать только через проекты.
Иногда, чтобы выйти из застоя, нужен чистый лист. Чтобы его получит, не надо ничего сносить. Мы просто должны построить рядом. Для того, чтобы построить что-то новое, стране нужен новый проект, иначе мы погрязнем в противоборстве государства и разных сеток. Когда антивакцинная сетка и секта смогли у государства что-то отжать — это дурной пример, который заразителен.
Разница между сектами-сетками прошлого и современности в различной среде обитания.
Секты прошлого обитали в пространстве социального действия, рядом с нами (если хотите, в пространстве «яви»), где сталкивались с реальностью.
Для современных сект-сеток (любых, кстати) естественная среда обитания — информационное пространство (если хотите, «мир нави», если пользоваться терминологией русских сказок). Социальная реальность для них вторична, если вообще значима.
Но государство-то в рамках постмодерна также активно мигрировало в «мир нави», в каскадирование нарративов и, вот, это все. И стало бороться с сектами-сетками за одно жизненное пространство. Проигрывая в краткосрочной эффективности.
Вот, это и есть главный риск, который особенно обостряется на переломе экономических, вернее, социально-экономических эпох.