Домодедово и Шереметьево как бы уже и не российские

Домодедово и Шереметьево как бы уже и не российские

В России разворачивается масштабная борьба за возвращение контроля над стратегическими активами, которые оказались в руках иностранных инвесторов. На этот раз под прицелом оказались два ключевых аэропорта страны — Домодедово и Шереметьево.

Генеральная прокуратура и Минтранс РФ подали иски в Арбитражный суд Московской области, требуя признать ничтожными сделки, в результате которых эти объекты оказались под иностранным управлением, а их прибыль утекала в недружественные юрисдикции.

Домодедово: офшоры, кредиты и «негативный контроль».

Генпрокуратура РФ обвиняет основных владельцев аэропорта Домодедово — Дмитрия Каменщика и Валерия Когана — в незаконном установлении контроля над стратегическими предприятиями.

Согласно иску, Каменщик (резидент Турции и ОАЭ) и Коган (гражданин Израиля) с 2016 года через офшорные структуры захватили контроль над аэропортом, переведя активы в фонды, зарегистрированные в Нидерландах и на Мальте.

Особое внимание в иске уделено компании «ДМЕ Лимитед», владеющей аэровокзальным комплексом Домодедово. Её акционерами стали нидерландский фонд «ДМЕ Административ Фаундейшн» (90% акций) и мальтийский фонд «Атлант Фаундейшн» (10% акций).

Учредителем обоих фондов выступил Каменщик, а контроль над ними осуществляют иностранные граждане, постоянно проживающие в Нидерландах.

«Иностранные граждане имеют право контроля, включая “негативный» контроль, блокирующий принятие решений, над стратегическими предприятиями», — отмечается в иске.

Но и это ещё не всё. Каменщик и Коган обременили Домодедово кредитными обязательствами перед ирландской компанией DME Airport Designated Activity Company, выпустившей еврооблигации на сумму более 450 миллионов долларов. Однако полученные средства на развитие аэропорта не пошли, а были поделены между самими владельцами.

Генпрокуратура также выяснила, что прибыль стратегических компаний Домодедово выводится из России под видом погашения займов в недружественные юрисдикции, что нарушает указ президента РФ. В итоге надзорное ведомство требует признать сделки ничтожными и вернуть контроль над аэропортом в российскую юрисдикцию.

«Создан риск утраты объектов транспортной инфраструктуры и дестабилизации работы субъекта естественной монополии», — подчёркивает Генпрокуратура.

Шереметьево: кипрский след и калининградский резидент.

Параллельно Минтранс РФ подал иск против TPS Avia Holding Inc. и Sandy Investments Ltd, требуя приостановить их корпоративные права в отношении МКООО ТПС Авиа Холдинг ЛТД — единственного владельца ООО «Шереметьево Холдинг», контролирующего более 66% акций АО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ).

До редомициляции в конце 2022 года компания TPS Avia Holding была зарегистрирована на Кипре. Основными бенефициарами являлись семьи Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, а также Аркадий Ротенберг. После переезда в Калининградскую область компания стала резидентом специального административного района, но, как выяснилось, это не избавило её от связей с офшорами.

В 2023 году «Шереметьево Холдинг» получил дивиденды в размере 15,3 млрд рублей, однако в отчётах компании указано, что эти средства поступили от российских организаций. При этом единственным дочерним обществом «Шереметьево Холдинг» в последние три года был указан МАШ.

Возвращение стратегических активов.

Оба иска — и Генпрокуратуры, и Минтранса — направлены на одно: вернуть контроль над стратегическими активами, которые оказались в руках иностранных инвесторов. В случае с Домодедово речь идёт о признании ничтожными сделок, приведших к установлению иностранного контроля, а в случае с Шереметьево — о приостановке корпоративных прав иностранных холдингов.

Однако за этими сухими юридическими формулировками скрывается более глубокая проблема: как стратегические объекты, обеспечивающие безопасность и стабильность страны, оказались под контролем офшоров? И почему прибыль от их деятельности годами выводилась за рубеж, в обход российского законодательства и указов президента?

Ответ, как всегда, прост: пока одни играют в патриотизм, другие тихо рубят бабло. Но, похоже, на этот раз игра зашла слишком далеко. И если суды удовлетворят иски, это станет важным шагом к восстановлению контроля над ключевыми активами страны. А заодно — уроком для тех, кто привык считать, что законы пишутся не для них.

Но пока чиновники судятся с владельцами аэропортов, пассажиры продолжают летать, даже не подозревая, что их билеты оплачивают не только их путешествия, но и роскошную жизнь бенефициаров в далёких юрисдикциях. Что ж, как говорится, ничто так не объединяет бизнес и власть, как общий интерес к деньгам.