Дополнительная господдержка авиаотрасли РФ не гарантирует снижения цен на билеты

Дополнительная господдержка авиаотрасли РФ не гарантирует снижения цен на билеты

Авиаотрасль хочет такого же демпфера на керосин, как у нефтяников на бензин и дизель. Как субсидии на топливо со стороны государства отразятся на стоимости перелетов для конечного потребителя, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Отсутствие конкуренции расслабило авиаотрасль РФ

К сожалению, даже если власти пойду на встречу авиакомпаниям, цены на билеты вряд ли снизятся, поскольку они не имеют конкретной привязки к стоимости топлива, сообщил изданию вице-президент независимого топливного союза Дмитрий Гусев.

«Отрасль постоянно простит от государства компенсаций из-за дорогого керосина, однако на сегодняшний день бизнес и так получает возмещения. При этом, авиатопливо находится в преимущественном положении относительно дизеля и бензина за счет отсутствия акциза на него», — рассказывает Гусев.

Эксперт указывает на то, что авиакомпании говорят о низких темпах восстановления объемов перелетов, тогда как топливо продолжает увеличиваться в цене. Поэтому не совсем понятно, что помимо спроса может служить драйвером роста стоимости сырья в текущих условиях.

«Из-за того, что большинство зарубежных рейсов до сих пор не восстановлено, качество конкуренции в секторе сильно изменилось и позволило российским игрокам увеличивать цены на билеты, а также требовать изменений условий по субсидированию керосина», — констатирует Гусев.

Специалист считает, что исходя из нынешних условий со стороны авиакомпаний не совсем корректно просить от государства изменения демпфера. Нефтедобытчикам более выгодно продавать керосин и скидку на топливо было бы куда разумнее потребовать от них, тогда как необходимость в этом скорее всего возникла из-за неграмотной финансовой политики самих представителей авиаотрасли.

Дополнительная господдержка авиаотрасли РФ не гарантирует снижения цен на билеты

Бизнес обратился за помощью к государству

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта направила запрос в Минтранс РФ на увеличение компенсации авиакомпаниям за счет корректировки демпфера на керосин по аналогии с тем, как это было сделано для бензина и дизтоплива.

Отмечается, что необходимость в государственно поддержке появилась на фоне продолжающегося роста цен на авиакеросин. При этом, предложение будет стоить государству порядка 35 млрд в год из бюджетных средств.

В ответном письме Минтранс потребовал до 18 февраля подготовить расчет выпадающих доходов федерального бюджета при реализации данного проекта, а также социально-экономические эффекты и оценку влияния этой меры на финансовое состояние авиакомпаний.

На начало 2022 года керосин продолжает дорожать, несмотря на сезонный спад перевозок и снижение спроса. Авиперевозчики не могут перекладывать эту нагрузку на пассажиров ввиду низкой маржинальности бизнеса.

Дополнительная господдержка авиаотрасли РФ не гарантирует снижения цен на билеты

Темпы роста цен обогнали индексацию

Международные индексы цен на авиатопливо в период с июля 2019 года по настоящее время увеличились практически на 50% и достигли 60,2 тысяч рублей за тонну. При этом, базовая цена в формуле демпфера для керосина сейчас составляет 55,9 тысяч рублей.

Индексация цены для расчета компенсаций в отчетном периоде составила порядка 15%, тогда как ежегодный объем потребления топлива российскими перевозчиками насчитывает около 9 млн тонн керосина.

Так на сегодняшний день авиакомпании получат рекордные выплаты по демпферу, они достигают около 9 тысяч рублей на тонну, что при потреблении 675 тысяч тонн топлива в месяц дает 6,1 млрд рублей в виде возвратов.

Представители отрасли считают текущие субсидии недостаточными на фоне повышенных расходов на топлива и просят государство изменить подход в расчетах демпфера. Компании ссылаются на снижение его эффективности в последние годы.