Как начать строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург
Финансовая модель строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург до сих пор не определена. Правительство снова погрязло в межведомственных согласованиях. Министерства боятся брать на себя ответственность. Между тем, Антон Силуанов заявлял, что проект является достаточно интересным с финансовой точки зрения:
Проект коммерчески окупаем. И, по идее, он мог бы реализовываться на заемные средства. Мы просчитывали финмодель проекта. Она показывала, что можно его профинансировать на заемные средства. Но пока он прорабатывается РЖД
Глава Министерства экономического развития спустя несколько дней заявил следующее:
Я знаю ситуацию с РЖД, экономика РЖД в том виде, как сейчас есть, она нагружена инвестиционными проектами, программами. Мы сейчас обсуждаем программу 2022-2024. Она [компания] не потянет. Этот проект требует особой схемы финансирования. В том случае, если будет принято политическим руководством решение поддерживать, будем собирать под него особую схему, есть у нас наработки по этой теме
В общем, в правительстве боятся брать на себя ответственность и ожидают принятие некого политического решения. Говоря простыми словами, если Путин скажет, то будем строить. Но не дело Президента вмешиваться в подобные процессы. Ему должны приносить готовые решения, а просить одобрять те или иные проекты.
Если бы ряд Министерств и Центробанк в своих действиях руководствовались бы идеологией государственного капитализма, а не либерального монетаризма, то никаких вопрос насчет того, как именно финансировать строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург не возникло бы. И речь тут даже не о деньгах Фонда национального благосостояния, за чей счет можно построить не только одну ВСМ.
Давайте посмотрим на цифры. Стоимость ВСМ Москва — Санкт-Петербург составляет 1,7 трлн рублей. За 10 лет эксплуатации эффект от реализации проекта для ВВП России составит 8,977 трлн рублей в ценах 2017 года (по расчетам ЦСР). В ценах августа 2021 года эффект составит 10,59 трлн рублей за 10 лет.
В государственнический и нелиберальной экономике ВСМ построили бы следующим образом. РЖД выпустили бы проектные облигации сроком на 33 года по ставке купонного дохода в 2%. За 33 года реальная стоимость облигаций ушла бы практически до нуля.
Эти облигации выкупил бы Центробанк путем проведения целевой эмиссии. «Но это повлечет инфляцию,» — заявит Набиуллина. Нет, не повлечет, поскольку сумма, на которую увеличится ВВП за 10 лет будет в 6,22 раза больше, чем та сумма, которую «напечатает» ЦБ. При росте ВВП Центробанк обязан увеличивать денежную массу. Соответственно, он может увеличить ее заранее, наперед «прокредитовав» проекты развития страны.
В настоящий момент денежная масса в России составляет 48% от прогнозируемого объема ВВП на 2021 год. Сейчас не будем лишний раз говорить, что это крайне мало и ЦБ душит реальный сектор экономики. Даже, если просто так напечатать 1,7 трлн рублей в текущей ситуации, любая инфляция исключена.
Но возьмем за образец эти самые 48% от ВВП. Если в течение ВВП от реализации проекта ВСМ Москва — Санкт-Петербург увеличится на 10,59 трлн рублей, то ЦБ будет обязан напечатать 5,08 трлн рублей или же, грубо говоря, по 508 млрд рублей в год.
Однако, учитывая тот факт, что 1,7 трлн уже было напечатано под реализацию проекта, в первые 3,5 года Центробанк просто должен отказаться от эмиссии, поскольку эти деньги уже существуют.
В реальности, учитывая инфляцию, срок будет еще меньше, ведь 1,7 трлн рублей, напечатанных в 2021 году — это уже совершенно иная сумма для 2028 года.
Но, к сожалению, на реализацию таких схем денежные власти, которые состоят сплошь из системных либералов, не способны.