ЕАЭС стремительно развивается

ЕАЭС стремительно развивается

Состоявшийся 10-го декабря в онлайн-формате саммит Евразийского Экономического Союза порадовал всех сторонников интеграции на постсоветском пространстве. Проект ЕАЭС явно успешный, и это демонстрируют цифры – объективный судья любых центростремительных или центробежных идей. С 2016 года, когда Союз начал обретать силу, до сего момента исчезли 54 барьера из 68, что составляет 80% из когда-либо существовавших на внутреннем рынке объединения, подчеркнул председательствующий сейчас в ЕАЭС президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

А российский президент Владимир Путин привел в доказательство эффективности Союза данные о том, что товарооборот государств, входящих в ЕАЭС, за девять месяцев вырос на 10% и превысил допандемийный показатель. Вообще, несмотря на разное отношение к лидерам государств-членов ЕАЭС и в своих странах и в каждой из стран Союза к руководителям стран-соседей, к их политике, было приятно видеть этих людей вместе и слышать, как общаются «командиры» стран-участников на прекрасном русском языке. Мало кто из людей моего поколения может забыть об отчаянии, которое охватывало нас 30 лет назад, когда в декабре 1991-го года огненно-красный советский флаг спускался с башни Кремля, оповестив весь мир о финале истории великого государства…  Так что, помимо несомненных экономических выгод, для миллионов людей в нашей и соседних странах, ЕАЭС это надежда на то, что когда-то мы вновь будем жить в полноценном Союзном государстве. Тех, кому сейчас хотя бы 40 , не нужно убеждать в преимуществах такого жития…

Но вернемся к саммиту. Каждый из глав участвующих государств обладает своим характером, действует в сложившихся в его стране политических обстоятельствах, и потому ведет себя по-своему. Глава Казахстана Токаев, подробно перечисливший все позитивные результаты, которых добился Союз в течение года председательства РК, не преминул заявить, что «при реализации стратегии евразийской интеграции следует не выходить за рамки действующего права Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и посетовал, что «формирование единой и целостной экономической политики на стыке интересов пяти стран – сложная работа». К чему эти оговорки? Не секрет, что в Казахстане, часто оглядывающемся на Китай и на другие континенты, есть силы, которые без особого восторга относятся к интеграционным проектам на постсоветском направлении с участием России. Именно от них исходят все известные попытки усложнить ситуацию вокруг использования русского языка в Республике, раздуть там антисоветчину. Токаев не так давно возглавляет свою страну и должен вести себя осторожно, учитывать настроения всех политических игроков. А вот почетный Председатель ЕАЭС Нурсултан Назарбаев в силу своего авторитета и возраста может позволить себе неожиданные ходы – он предложил привлечь в состав объединения Азербайджан в качестве наблюдателя, опираясь на пример Узбекистана и посчитав, что имеет место быть «налаживание отношений между Арменией и Азербайджаном». Смелое утверждение. Только влияние и дипломатическое мастерство России позволили прекратить боевые действия между этими двумя государствами и побудить их о чем-то договориться. Напряженность между Арменией и Азербайджаном остается, к сожалению, высокой, что очевидно из публичных заявлений двух стран. Поэтому трудно сказать, как отнесся премьер-министр Армении Никол Пашинян к инициативе Нурсултана Абишевича.

Однако можно с уверенностью утверждать, что объективно вхождение Азербайджана в ЕАЭС, причем в любом качестве, было бы очень выгодно для всех народов постсоветского пространства (в первую очередь, конечно, для самих азербайджанских граждан) и сильно стабилизировало бы геополитическую ситуацию в Евразии, да и во всем мире. Вероятно, такой поворот может не вполне устраивать Турцию, но хочет ли Баку быть постоянно и так сильно привязанным к интересам Анкары?

В общем, хочется надеяться, что идея Назарбаева реализуется, хотя противодействовать ей будут энергично и с разных сторон. Как всегда, активно и напористо выступал глава Белоруссии Александр Лукашенко. Этот политик, представляющий страну с большим промышленным и научным потенциалом, имеет как неоднозначную репутацию, так и показал себя очень умелым руководителем государства, способным решать собственные многочисленные проблемы, и создавать их странам-недоброжелателям. Лукашенко выдвинул здравую идею о том, что пора встречаться очно и стал пугать собравшихся интригами и враждебностью Запада. В отличие от России, Белоруссии и Кубы, далеко не все страны-участницы ЕАЭС имеют большие сложности во взаимоотношениях с США и Европой. И потому, думается мне, реакция на выступление Лукашенко была на Саммите различной. Тем более Александр Григорьевич пошел на обострение, объявив, что «мы обладаем информацией, что уже и в ваши Министерства иностранных дел пошли визитеры из западных стран и США, уговаривая вас подключиться к давлению на Беларусь». Что сказать на все это? С одной стороны, стремящиеся не вступать в конфликты с Западом страны постсоветского пространства должны понимать, что только мощь и влияние России защищает их от более бесцеремонного, чем это есть сейчас, вмешательства США и ЕЭС в их внутренние дела.

Например, вроде бы вполне разумный и опытный президент Таджикистана Рахмон медлит до смешного долго с вступлением в Союз, по моему мнению, именно потому, что боится очень жестких и радикальных ответных шагов Запада в этом случае. Действительно, обострить ситуацию в его пограничной с Афганистаном стране западным спецслужбам несложно. И все же надо определяться, Эмомали Шарипович, поскольку сейчас лучше быть всем вместе, чем поодиночке, в мире неспокойно…

Во-вторых, Лукашенко во многом прав, обращая внимание на козни врагов, но самой лучшей реакцией на них со стороны Белоруссии будет немедленное, ускоренными темпами, углубление союзных отношений в рамках единого государства РФ-РБ, причем, безусловно, с единой валютой и должностью Главы Союза России и Белоруссии. Вот тогда уже западные господа поостерегутся и семь раз отмерят, прежде чем вредничать. Но, как известно, Лукашенко ведет себя иногда по-ленински: «шаг вперед, два назад». Не стоит Лукашенко игнорировать и совет российского Президента обсудить с вменяемой частью белорусской оппозиции спорные вопросы.

Лидер Армении Никол Пашинян призвал воплощать в жизнь стратегическую задачу постоянного увеличения доли национальных валют в расчетах по торговым сделкам внутри ЕАЭС. «Текущие инфляционные явления и рост цен во всем мире в очередной раз подтверждают эту необходимость». Это верно, но сложность в том, что котировки валют стран Союза весьма различны. И понятно, что армянская денежная единица драм чувствует себя менее уверенно, чем, например, казахстанский тенге. Кстати, президент Казахстана Токаев, говоря на саммите о товарообороте, считал его исключительно в долларовом эквиваленте. Пора уходить от этого критерия и в экономическом и в политическом смысле. Ведь есть вполне обеспеченный довольно устойчивой российской экономикой рубль, который уважают в столицах всех стран ЕАЭС.

Самым выдержанным и конкретным оказалось выступление российского Президента. И это понятно, Россия наиболее экономически крупная страна Союза и политически наиболее влиятельная. С этим никто не спорит, но демонстрировать это внутри ЕАЭС Москва никогда не станет. Просто В.В. Путин может себе позволить не делать эмоциональных заявлений. Он подробно проанализировал ход событий по укреплению ЕАЭС. Как бы это кому-то нравилось или не нравилось, Союз явно укрепляется, двигается вперед. Жизнь заставляет даже самые сдержанные по отношению к советскому наследию страны присматриваться к этому интеграционному проекту. И это нервирует наших геополитических противников.

Один  из результатов такой реакции – неучастие в прошедшем Саммите представителя Молдовы. Президент Путин высказался об этом не без тонкой иронии: «Мы знаем, как сейчас складывается обстановка на энергетических рынках Европы. Молдавия была бы поближе к решению некоторых вопросов и легче бы, наверное, решала те проблемные вопросы, которые возникают. Просто была бы в курсе происходящих событий и принимаемых нами решений». Очевидно, что отказ Молдавии принять участие в Саммите, подтвердить свой статус наблюдателя, крайне невыгоден ей самой, как очевидно и то, что это решение вынужденное, продиктованное извне.

Да, в отличие от собравшихся на Саммит столь разных глав государств, Майя Санду не является самостоятельным политиком. Решения за нее принимаются в Бухаресте и утверждаются в Брюсселе. А вот Узбекистан, похоже, все более убеждается в правильности сделанного им выбора. Кстати, российский лидер прямо сказал о работе по устранению сомнений стран-наблюдателей в отношении углубления интеграции, например, в вопросе транспортировки грузов: «Внедряемые в ЕАЭС т.н. электронные пломбы позволят надежно гарантировать сохранность товаров…Это в значительной степени снижает озабоченности других стран, которые присматриваются к работе нашего объединения и являются сегодня наблюдателями». Да, за доверие стран-наблюдателей и за увеличение их числа придется побороться!

И если это будут совместные усилия стран-членов ЕАЭС, несомненно, они достигнут успеха. Между тем, очень приятно видеть далекую Кубу в числе стран-наблюдателей ЕАЭС. Это напоминает нам об эпохе Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) весьма недооцененной организации. Сегодня действуют механизмы Свободной торговли ЕАЭС со многими традиционными партнерами СССР и России. Но почему бы не пригласить наблюдателями в ЕАЭС такие страны, как Сирия, Никарагуа, Венесуэла, Вьетнам, ЮАР? Убежден, что оценка Кубы ее пребывания в составе Союза будет ими в любом случае тщательно изучена.

Впрочем, главные перспективы развития ЕАЭС, конечно, на постсоветском пространстве. И здесь, как представляется многим, нужны энергичные действия. Да, воля украинского народа к интеграции с соседями была искажена путчистами в 2014-м году, но почему бы не найти какой-то статус в ЕАЭС для ДНР и ЛНР даже сейчас, когда эти территории не имеют официального статуса? Ведь там живут люди, работают заводы, де-факто существуют границы. А Приднестровская Молдавская Республика? Ее промышленный потенциал скромен, но он есть. И есть насущная необходимость интеграции этого непризнанного государства в экономические и социальные процессы. Понятно, что внутри ЕАЭС будут и возражения, но речь идет о судьбах миллионов людей на Евразийском пространстве, надо же им как-то помочь.

Однако более всего сейчас необходимо способствовать вступлению в альянс Таджикистана и Азербайджана! Не стоит пытаться «агитировать» ЗА официальный Душанбе, ему все аргументы давно известны. Но никто не мешает главам стран ЕАЭС вежливо обратиться к народу, к людям Таджикистана. Пусть и они выскажут свое мнение по вопросу вступления своей страны в Союз. Интересно, каким оно будет.