Экологи на Западе недовольны развитием «зелёных технологий»
Видимо, это какие-то неправильные экологи, раз считают, что развитие «зелёной энергетики» и технологий может как-то навредить экологии нашей планеты. Не просто же так они названы «зелёными». Не экологи, а технологии, конечно.
Как сообщают, мир готовится к литиевому буму, в основном из-за ожидаемого увеличения производства и продаж электромобилей в ближайшие десятилетия. Несколько знаменитостей и технологических миллиардеров поддерживают добычу лития, таким образом поддерживая переход к «зеленым» технологиям. Кроме того, многие страны быстро развивают свои горнодобывающие мощности, чтобы занять видное место на мировом рынке полезных ископаемых и металлов для «зелёного производства», который, как ожидается, значительно расширится в течение следующего десятилетия.
Тем не менее, защитники окружающей среды обеспокоены тем ущербом, который может нанести окружающей среде быстрое расширение добычи полезных ископаемых. Кроме того, волна вирусных сообщений в социальных сетях привлекла негативное внимание к минералу, о котором общественность мало что знает, кроме того, что слышала о нем в контексте литий-ионных аккумуляторов.
В 2021 году Австралия была крупнейшей страной по добыче лития, добыв 55 000 метрических тонн, запасы в стране составили около 5,7 млн метрических тонн. За ним следовали Чили, где было добыто 26 000 метрических тонн, затем Китай, Аргентина, Бразилия, Зимбабве и Португалия. Однако в ближайшем будущем эти цифры могут значительно измениться, поскольку Чили, Аргентина и Боливия вкладывают значительные средства в развитие литиевой добычи в Южной Америке.
На долю Аргентины приходится около 21 процента мировых запасов лития, и, хотя она относительно недавно появилась на рынке, сейчас страна вкладывает значительные средства в этот сектор. Ожидается, что повышенный спрос на электромобили (EV) и литий-ионные аккумуляторы приведет к литиевому буму, при этом международное давление с целью увеличения добычи полезных ископаемых уже нарастает. В настоящее время в Аргентине действуют два литиевых рудника, но планируется построить еще 13, и еще десятки проектов находятся на рассмотрении.
Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует 40-кратное увеличение спроса на литий к 2040 году. Традиционно литиевые рудники требуют двухгодичного процесса выпаривания, при котором литий отделяется от соленых рассолов. В настоящее время для производства одной метрической тонны лития требуется 500 000 галлонов воды (примерно 2,2 миллиона литров). Тем не менее, несколько горнодобывающих компаний инвестируют в разработку альтернативных методов, которые требуют меньше времени и воды для использования в процессе добычи, посредством прямой добычи лития (DLE), чтобы сделать добыча прибыльней и снизить вред для окружающей среды.
Поскольку горнодобывающие компании и правительства по всему миру вкладывают средства в расширение своих операций с литием, многие задаются вопросом, достаточно ли этого минерала для производства количества батарей, необходимого для достижения чистого нуля. По оценкам, для достижения этой цели необходимо произвести около 2 миллиардов электромобилей.
В прошлом году производство лития во всем мире составило около 90,7 млн. кг, а в одной аккумуляторной батарее электромобиля содержится около 8 кг лития. Между тем, мировые запасы, как полагают, составляют около 22 миллионов тонн (20 миллиардов кг). В 2021 году было произведено лития для примерно 11,4 млн. аккумуляторов для электромобилей. Если бы весь литий в мире использовался для электромобилей, этого могло бы хватить для производства около 2,5 млрд аккумуляторов. Однако он также используется для многих других устройств с литий-ионными батареями, от ноутбуков до мобильных телефонов. Это представляет собой огромную проблему.
В то время как несколько видных общественных деятелей поддерживают добычу лития, например генеральный директор Tesla Илон Маск, экологи всего мира обеспокоены тем, какое влияние быстрое развитие литиевой промышленности может оказать на окружающую среду. Огромное количество воды, необходимое для производства лития, касается районов, где нет избытка водоснабжения.
Кроме того, недавний вирусный пост в социальных сетях, демонстрирующий яркие цвета искусственных литиевых прудов, сопровождался заявлением:
«Это то, из чего сделаны аккумуляторы для ваших электромобилей. Он настолько нейротоксичен, что птица, приземлившаяся на него, погибает за считанные минуты. Угадайте, что он делает с вашей нервной системой? Похлопайте себя по плечу за сохранение окружающей среды».
В то время, когда правительства должны информировать общественность о важности «зеленого» перехода и о типах энергетических и минеральных ресурсов, которые будут использоваться при этом переходе, вместо этого мы наблюдаем растущий уровень дезинформации.
Таким образом, получается, что есть «правильные» экологи, которые ратуют за «зелёный переход» и готовы закрыть глаза на то, какой ущёрб он в свою очередь наносит окружающей среде и есть «неправильные» экологи, которые считают, что вред от «зелёных» технологий не сильно меньше пользы от них.