Экономическая стратегия Кубы в борьбе с санкциями

Экономическая стратегия Кубы в борьбе с санкциями

Сразу же после революции в 1959 г. Куба столкнулась с беспрецедентным давлением на нее со стороны США. Первые годы осуществлялись и проектировались попытки военной агрессии, но после размещения советских ракет в 1962 г. и нахождении там наших военных специалистов, воинственный пыл в Вашингтоне несколько остыл. Белый дом перешел к методам тайных операций и экономической блокаде.

До 1991 г. при прямой поддержке со стороны СССР у Кубы не возникало проблем с экономическим регулированием, но после распада Советского Союза нести бремя экономического и политического противостояния с США стало значительно труднее. Однако, несмотря на меры по блокаде и санкциям, Куба не поддалась на шантаж и угрозы со стороны США. В новых условиях приходилось реформировать экономическую систему страны, находить более эффективные методы работы и искать пути взаимодействия с другими странами.

В 2010 Рауль Кастро объявил об экономических реформах, согласно которым разрешалось частное предпринимательство, о государственные отрасли были подвергнуты трансформациям. Поскольку при Бараке Обаме санкции против Кубы были несколько ослаблены, это внушало оптимизм.

Но после прихода в Белый дом Дональда Трампа политика жесткого давления вернулась, и она была продолжена при администрации Джо Байдена. Чтобы обойти санкции руководству Кубу пришлось прибегнуть к ряду вынужденных мер. В 2014 г. на Кубе была открыта свободная экономическая зона «Мариэль»

В июле 2020 г. правительство Республики Куба приняло социально-экономическую стратегию по укреплению экономики и смягчению последствий кризиса, вызванного эпидемией коронавируса. Параллельно с этим продолжалась работа над Национальным планом социально-экономического развития до 2030 года.[i]

По словам президента страны Диас-Канель была принята стратегию, которая приносит результаты, где в качестве отправной точки взяты положение в мире и стране, проанализированы общественные дебаты в социальных сетях и академических кругах.

Показательно, что кубинское руководство применяло комплексный подход для понимания угроз обществу и государству.

«На глобальном уровне мы являемся свидетелями глубокого кризиса в результате воздействия Ковид-19, окончательного краха неолиберальных парадигм империализма и оскорбительных действий имперской гегемонии, выявленных в книге Джона Болтона»” — заявил кубинский лидер.

Президент отметил, что в книге Болтона поднимается вопрос о том, как правительство США оказывает давление на другие страны. Он рассказывает о своей поддержке попыток государственных переворотов, их вмешательстве, насилии, военной интервенции и развертывании баз по всему миру.

Глава кубинского государства отметил, что американская администрация обеспокоена престижем и результатами нашей страны. «Это объясняет, почему он усиливает свою агрессивность в нынешних обстоятельствах, о чем свидетельствует рост финансовых преследований, замораживание кубинских счетов в третьих странах, различные действия, направленные на дискредитацию кубинских лидеров, сокращение денежных переводов, применение ограничений в отношении компаний они ведут бизнес с Кубой и в постоянных попытках создать условия для социального взрыва».

В стратегии противодействия американскому вмешательству президент Кубы отметил необходимость быть в состоянии предвидеть манипуляции СМИ, направленные на дискредитацию правительства, а также не допускать провоцирования усиления потенциальных разногласий по чувствительным вопросам, таким как равноправный брак, расизм, насилие в отношении женщин, защита животных и т.п.;

Кубинский лидер также отметил, что, поскольку США имеют много средств, а также идеологические лаборатории, они применяют новые медийные модели. Поэтому на Кубе было принято решение разработать адекватную коммуникационную стратегию, способную справиться с такими вызовами. Параллельно с этим была подчеркнута необходимость обновления методов коммуникации, то есть ее дебюрократизация и цифровизация.

После обнародования новой программы приоритетное внимание стало уделяться производству продуктов питания и продовольственному суверенитету, что повлекло за собой преобразования в системе Министерства сельского хозяйства.

Кроме того, началась работа по совершенствованию работы негосударственного сектора, монетарная и валютная унификация.

С января 2021 г. Куба отменила параллельное хождений двух видов песо и оставила только один вид национальной валюты. А с июля 2021 г. пришлось отказаться от использования в обороте наличных долларов, что было связано с ужесточением санкций со стороны США.

Недавно вице-премьер Рикардо Кабрисас Руис в ежегодном отчете работы Министерства внешней торговли и иностранных инвестиций, сказал, что необходимо также учитывать диверсификацию и поиск новых нишевых рынков в союзе с негосударственными формами управления и быть в состоянии восстановить те традиционные отрасли, которые являются жизнеспособными.[ii]

В этой связи Родриго Мальмьерка Диас, глава министерства отметил, что новый портфель возможностей, согласованный с основными стратегическими направлениями Национального плана экономического и социального развития до 2030, имеет 678 проектов, из них 130 приоритетных.

По словам министра экономики и планирования Алехандро Хиля, новая кубинская стратегия борьбы с экономическим кризисом опиралась на централизованное планирование. «Эта особенность является сильной стороной нашей системы, что не означает централизованного распределения ресурсов. Мы предпринимаем шаги по децентрализации административного распределения ресурсов» — отметчал он.

Во-вторых, как и в России, на Кубе также практикуют импортозамещение, чтобы защитить собственное производство. Далее идет регулирование рынка, в основном косвенными методами. Четвертый принцип этой стратегии связан с объединением различных экономических субъектов как в государственном, так и в негосударственном секторах. Пятый пункт касается стимулирующей роли внутреннего спроса. Это позволяет создавать рабочие места и обеспечить использование внутреннего спроса в зависимости от продуктивного роста страны.

Шестой принцип касается большей автономии в управлении деловым сектором, что является элементом, который широко востребован населением и самими предпринимателями. Седьмой элемент включает в себя реализацию утвержденных и планируемых ключевых аспектов в обновлении форм управления и собственности.

Восьмой пункт касается стимулирования конкурентоспособности путем обеспечения эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, а также сбережений как способа повышения эффективности. А последний принцип стратегии связан с уважением к экологической политике и устойчивому развитию.

Что касается последнего, на Кубе активно внедряют возобновляемые источники энергии. Предполагается, что заключение контрактов физическими и юридическими лицами на получение солнечной фотоэлектрической энергии в ближайшее время даст экономический эффект.

Министерство сельского хозяйства на своем веб-сайте сообщило, что денежная экономия за счет возобновляемых источников энергии показывает сокращение потребления электроэнергии на 2% в год.[iii]

Национальный энергетический союз занимается внедрением новых систем, генерирующих электроэнергию с помощью солнечных батарей. Достижение замещения на 37 % потребления электроэнергии из возобновляемых источников энергии к 2030 году является приоритетом во всех секторах страны.

В целом, можно сказать, что переход на зеленую энергетику на Кубе — процесс довольно перспективный ввиду большого количества солнечных дней, а также возможности использовать энергию приливов и отливов.

Привлечение зарубежных компаний в кубинскую экономику также является одним из приоритетов новой стратегии.

Известно, что семь иностранных фирм из семи стран будут взаимодействовать с 51 отечественными компаниями во время XXIII издания Международной пищевой агропромышленной ярмарки Fiagrop 2022, которая пройдет с 4 по 8 апреля на выставочной площадке Ранчо Бойерос.[iv]

Ярмарка, организованная Агрохолдинговой компанией под эгидой Министерства сельского хозяйства, Министерства пищевой промышленности, Сахарной компании Azcuba и Торговой палаты Республики Куба, способствует развитию деловых отношений посредством выставок товаров и услуг, семинаров, конференций, презентаций продукции, бизнес-форумом, аукционов и выставки 1 000 видов крупного рогатого скота.

Очевидно, что это событие будет иметь большое значение для кубинской экономики после двух лет приостановки из-за карантинных ограничений в стране.

Все же в международном взаимодействии есть определенные риски попасть под санкции США. Например, 21 марта 2022 г. федеральный судья в Майами вынес решение против круизных судов Carnival, Norwegian, Royal Caribbean и MSC, которые, согласно ее заявлению, проводили туристические операции на Кубе, запрещенные законодательством США в период с 2015 по 2019 год.[v] В своем решении судья Бет Блум заявила, что, хотя этим компаниям федеральное правительство выдало лицензии на доставку граждан на Кубу, им не разрешалось использовать их для туризма.

Кроме того, были затребованы выплаты компенсации потомкам американского бизнесмена за пользование гаванским терминалом, который “был конфискован после Кубинской революции за поездки, совершенные вне допустимых законом категорий”.

Туризм является одним из секторов, наиболее пострадал от односторонней блокады со стороны США. Поскольку он приносит значительный доход в казну Республики Куба, Вашингтон постоянно ищет новые поводы, чтобы ограничить визиты иностранцев, которые приезжают в качестве туристов.

Дональд Трамп принял 243 принудительных меры против Кубы, которые действуют до настоящего времени. В период с мая по июнь 2019 года Трамп активировал Раздел III Закона Хелмса-Бертона (принятый в 1996 году Биллом Клинтоном), который усиливает экстерриториальный характер экономической, торговой и финансовой блокады, и объявил об ограничениях, которые привели к отмене Кубой заходов на остров круизных судов.

Это позволяет американцам предъявлять иск практически к любой компании, которая, по мнению Вашингтона, ведет коммерческую деятельность или извлекает выгоду из имущества, конфискованного правительством Кубы.

В ответ 24 декабря 1996 года Куба приняло Закон № 80 «О подтверждении достоинства и суверенитета Кубы», который объявил Акт Хелмса-Бертона незаконным и не имеющим юридической силы.

Кубинские власти заявили, что никакие иностранные законы не могут препятствовать использованию в интересах своего народа имущества, которое в свое время было национализировано на основании постановлений, полностью соответствующих нормам международного права.

Тем не менее, согласно официальным данным, только в период с апреля 2019 года по март 2020 года в результате этих преследований Кубе был причинен ущерб в размере более 880 млн долларов. Это вынуждает правительство Кубы активно применять самые различные формы солидарности с другими странами, чтобы ослабить влияние американских санкций.

Безусловно, совместные стратегические инициативы в этой области с другими государствами, которые также оказались под санкциями и давлением Вашингтона, будут на пользу всем участникам и являться очередным практическим шагом к прекращению гегемонии США и установлению многополярного, более справедливого мироустройства.

[i]               http://www.minrex.gob.cu/es/node/2987

[ii]              https://www.granma.cu/cuba/2022-03-14/que-falta-para-incentivar-mas-la-inversion-extranjera-y-vincular-a-los-actores-economicos-14-03-2022-23-03-47

[iii]             https://www.granma.cu/cuba/2022-03-27/destacan-beneficios-de-las-fuentes-de-energia-renovable-27-03-2022-09-03-04

[iv]            https://www.granma.cu/cuba/2022-03-26/abrira-fiagrop-2022-las-puertas-para-el-intercambio-de-firmas-extranjeras-con-empresas-nacionales

[v]             https://www.prensa-latina.cu/2022/03/24/cruceros-en-la-mira-del-bloqueo-de-eeuu-a-cuba

Леонид Савин