«Экономически нецелесообразно». Планы производства самолетов сворачиваются
В 2022 году была принята обнадеживающая программа развития авиаотрасли, согласно которой к 2030 году было необходимо выпустить около 1 тыс. новых воздушных судов разных типов. От 9-местных «Байкалов» до 300-местных широкофюзеляжных ИЛ-96. Однако практически сразу же программа стала буксовать, а сроки сдачи самолетов переноситься «вправо». Так, первые поставки наиболее востребованных МС-21, а также «импортозамещенного» SJ-100 и Ту-214 сдвинулись с 2024 на 2025-2026 годы. В целом, ничего критичного здесь нет.
Авиапром является одной из самых высокотехнологичных отраслей экономики, и лишь считанное количество стран могут выпускать самолеты, а исключительно из собственных комплектующих – никто. Поэтому здесь годом больше или меньше – не так принципиально. Главное – начать серийное производство. Тем более, текущего флота российских авиакомпаний для обеспечения бесперебойных перевозок по ключевым направлениям должно хватить как минимум до 2030 года.
Однако самое вредное, что здесь можно сделать – постоянно пересматривать производственные программы, корректировать уже реализующиеся планы. В особенности – уповая на «экономическую целесообразность». Если рассматривать ситуацию исключительно с такой точки зрения, то проще всего пустить на наш внутренний рынок иностранных перевозчиков, обладающих собственным флотом (такие найдутся даже несмотря на санкции). И не нужно ни самолеты строить, ни деньги на это дело тратить. Все «экономически целесообразно».
Весной этого года после переноса срока начала поставок отечественных воздушных судов, было решено провести внешний аудит Объединенной авиастроительной компании (ОАК). К нему были привлечены консультанты Сбербанка и «Газпром нефти». Концептуально идея была правильной, так как по такой сложной отрасли необходимо собирать разные мнения и данные от различных источников. Однако выводы, которые сделали эти консультанты, оптимизма вызывать не могут.
Так, ими предложено сократить производственные планы исходя из «экономической целесообразности». Якобы 1 тыс. отечественных воздушных судов к 2030 году нам вовсе не нужна. Вместо производства 140-270 самолетов в год, считают аудиторы, можно обойтись всего 50-60 единицами. А саму программу развития авиаотрасли нужно даже не пересматривать, а создавать по-новой. Видите ли, при производстве 1 тыс. ВС образуется их избыток.
Такое, конечно, совсем не соответствует действительности. Уже сейчас ощущается острая нехватка самолетов, в результате чего цены на авиабилеты растут на десятки процентов в годовом выражении. Самолеты летают с рекордной за все время загрузкой и спрос на соответствующие услуги сильно превышает предложение. К тому же, согласно прогнозу, в 2030 году пассажиропоток на внутренних и международных авиалиниях должен составить 126 млн человек против 98 млн в 2024 году. То есть рост на 28,5%.
Как написано выше, флота иностранных лайнеров должно хватить для обеспечения бесперебойных перевозок на ключевых направлениях. Но подобное – это наихудший сценарий, при котором с 2026 года начнется постепенно выбытие среднемагистральных самолетов. А что будет после 2030 года?
Корректировка планов в сторону уменьшения (и, тем более, создание новых) чревата тем, что, исходя из имеющегося опыта, поставленные задачи никогда не выполняются. Да, сейчас имеется ряд сложностей с наращиванием выпуска комплектующих, но если постоянно снижать производственные планы, то не будут выполнены даже минимальные задачи. Если говорить совсем грубо, то лучше из запланированных 100 самолетов произвести 70, работая на пределе возможностей, чем из запланированных 70 единиц произвести 49 ед., работая в расслабленном состоянии.
Самолетостроение должно работать в мобилизационном режиме. Перед ним должны ставиться максимально амбициозные задачи. Стратегическая значимость данной отрасли, думаю, всем понятна, расписывать не стоит. Но если даже мы рассматриваем вопрос примитивно, сугубо с точки зрения «экономической целесообразности», то авиапром – одна из наиболее высокотехнологичных отраслей, которая генерирует огромный мультипликативный эффект. Рубль, вложенный в строительство самолета, генерирует 7-8 рублей добавленной стоимости в смежных отраслях. Редко где можно найти похожий эффект.