Эксперты пообещали мировому кризису грузоперевозок «свет в конце тоннеля»

Эксперты пообещали мировому кризису грузоперевозок «свет в конце тоннеля» Источник: Cfoto/Keystone Press Agency/Global Look Press

В разгар сезона морских грузоперевозок цепочки поставок по всему миру по-прежнему крайне уязвимы, и ситуация вряд ли изменится в ближайшее время, считают эксперты. Вместе с рекордными уровнями цен на топливо и тяжелыми геополитическими потрясениями кризис грузоперевозок лишь подпитывает крайне высокую инфляцию. Тем не менее эксперты в судоходной отрасли предсказывают возможный «свет в конце тоннеля» для глобальных цепочек поставок уже в следующем году, пишет судоремонтный портал Repairer Driven News.

Проблемы в цепях поставок с начала пандемии COVID-19 стали постоянным явлением, которое затронуло целые отрасли из-за транспортных и логистических проблем, геополитической нестабильности и других факторов. Современная мировая экономика очень оптимизирована и основана на непрерывных процессах поставки, переработки и распределения грузов. Прерывание такого процесса, в который вовлечены производители, продавцы и дистрибьюторы товаров или услуг, непременно приводит к дефициту конкретных продуктов, инфляции и сокращению объема производства, — что и наблюдается уже два с половиной года

Бесконечные сбои в поставках показали, что ни одна отрасль и компания не застрахованы от таких кризисов, а устойчивость цепей транспортных связей имеет решающее значение для общего благополучия в современном взаимосвязанном мире.

Эксперты пообещали мировому кризису грузоперевозок «свет в конце тоннеля» Источник: Cfoto/Keystone Press Agency/Global Look PressРазгар сезона

По словам руководителя отдела морских перевозок DHL Global Forwarding в Северной и Южной Америке Гетца Алебранда, сейчас — самый пик сезона морских грузоперевозок, в связи с чем нельзя говорить о снижении объемов торговли и сокращении заторов и задержек в портах.

«Мы еще не совсем избавились от проблем, когда дело доходит до пробок. Цепочки поставок, которые идут через океаны по всему миру, очень и очень уязвимы перед этими сбоями, поэтому сейчас сложно сказать, как они повлияют на общие объемы», — подчеркнул Алебранд.

Учитывая возможную приближающуюся глобальную рецессию, считает он, вполне вероятно, что контейнеры придется ждать дольше, а затраты для импортеров и экспортеров будут расти. Такая тенденция особенно сильно проявляется в США и Европе, где сохраняются сильные перегрузки.

Эксперты пообещали мировому кризису грузоперевозок «свет в конце тоннеля» Источник: Jeremy Graham/Global Look Press

Вице-президент S&P Global Market Intelligence по морским перевозкам, торговле и цепочкам поставок Питер Тиршвелл отмечает, что в последние два года «новой нормой» стало быстрое чередование потрясений в системе. Кризисы происходят так быстро, что между каждым из них нет времени на адаптацию. К таким кризисам он причислил резкое увеличение объема запасов из-за изменения потребительского поведения, перекрытие Суэцкого канала и другие подобные проблемы.

Ситуация с судовыми контейнерами также остается сложной. В настоящее время в США и других западных странах существует «поток» пустых грузовых контейнеров, которые перекрывают порты, так как у перевозчиков, распродавших товары со скидкой, нет стимула приходить за ними.

Эксперты пообещали мировому кризису грузоперевозок «свет в конце тоннеля» Источник: Cfoto/Keystone Press Agency/Global Look Press

Конфликт на Украине лишь усугубил эту проблему — опасения по поводу безопасности экипажа и увеличение страховых взносов при отправке судов в Россию или Украину также отпугивают компании от отправки судов в эти страны. Многие из них бросили свои корабли на Украине из соображений безопасности.

Свет в конце тоннеля

По словам заместителя исполнительного директора порта Лонг-Бич Ноэля Хасегабы, можно ожидать относительное «смягчение» кризиса в 2023 году.

Французский гигант CMA CGM, занимающийся контейнерными морскими перевозками, уже отмечает устранение некоторых логистических проблем и повсеместное снижение тарифов на доставку. Так, фрахтовые ставки между Китаем и Северной Европой за 40-футовый контейнер понизились до 9000 долларов по сравнению с 14 тысячами на самом пике пандемии.

Эксперты пообещали мировому кризису грузоперевозок «свет в конце тоннеля» Федеральное агентство новостей«Мы наблюдаем уже много недель сокращение фрахтовых ставок почти во всех секторах и ожидаем, что этот тренд продолжится. Я не думаю, что мы увидим сильное падение цен — скорее «мягкую посадку», — заявил исполнительный директор CMA CGM Родольф Сааде.

Однако, как сообщают эксперты мирового лидера грузоперевозок Maersk, ситуация еще не скоро вернется к уровню до пандемии — в том числе из-за более дорогого топлива и снижения пропускной способности вследствие украинского конфликта.

«Если цены и будут снижаться, то скорее всего, это будет незначительно, так как большинство признаков указывает на то, что цены на топливо еще какое-то время будут оставаться высокими», — написано в тексте.

Это означает, что многие компании будут вынуждены пересмотреть дизайн своих продуктов — такое может происходить при невозможности достать необходимые микропроцессоры, или искать исходные материалы в другом месте, что, в свою очередь, приведет к повышению издержек.

Эксперты пообещали мировому кризису грузоперевозок «свет в конце тоннеля» Источник: Alex Heimken/Global Look Press

Многие организации все чаще задумываются о «решоринге» — возвращении операций в страну производства. По данным Чартерного института закупок и поставок, 40% компаний в Великобритании заменили за последний год хотя бы одного международного поставщика на отечественного.

Прибыльные сбои

Несмотря на усиление неопределенности и учащение транспортных и логистических проблем, некоторые компании, занимающиеся грузоперевозками, существенно увеличили прибыль за последние два года.

В связи с небывалыми проблемами со спросом и пропускной способностью цепочек поставок Maersk и CMA CGM получили рекордную прибыль в 2021 году. Так, доходы Maersk от морских перевозок увеличились с 29,2 млрд долларов в 2020 до 48,2 млрд в 2021-м — отчасти именно благодаря высоким объемам и доходам от хранения.

«Исключительные рыночные условия привели к рекордно высокому росту и прибыльности Maersk, однако это также привело к сбоям в цепочке поставок и серьезным проблемам для наших клиентов», — отметил генеральный директор Maersk Сорен Скоу.Эксперты пообещали мировому кризису грузоперевозок «свет в конце тоннеля» Источник: Jonas Walzberg/Global Look Press

Доходы от морских перевозок CMA CGM выросли на 88,5% по сравнению с 2020, достигнув 45,3 млрд долларов. Компания COSCO Shipping сообщила о рекордной выручке в размере 34 млрд долларов в 2021 году.

Немецкая судоходная фирма Hapag-Lloyd также похвасталась своими «чрезвычайно сильными» финансовыми показателями, которые выросли более чем в два раза до 26,4 млрд долларов в 2021 году. Высокие ставки на фрахт, введенные из-за повышенного спроса на товары из Азии, стали определяющим фактором.

Наконец, президент Evergreen Marine Corporation Эрик Шей объявил о том, что выручка перевозчика была на 236% выше, чем в 2020 году, и составила 17,6 млрд долларов.

«Нет более транснациональной отрасли, чем судоходство, потому что оно физически пересекает сухопутные, морские границы каждый день в году», — отметила старший научный сотрудник Американского института предпринимательства Элизабет Бро.Эксперты пообещали мировому кризису грузоперевозок «свет в конце тоннеля» Источник: Sayed Hassan/Global Look Press

Эти данные указывают, что по мере появления новых, часто непредвиденных угроз, судоходным компаниям удается адаптироваться к ним, смягчая как можно больше негативные последствия. Какой будет ситуация с глобальным цепями поставок в новом году, будет зависит от способности организаций подготовиться к неизбежным новым потрясениям.