Нефтяные качели: как санкции США обрушили морской экспорт России до минимума за три месяца

Российский нефтяной экспорт через морские порты столкнулся с серьезным вызовом в ноябре 2025 года. Объемы поставок ощутимо просели, достигнув самых низких значений за три месяца, а стоимость перевозки сырья продолжает неуклонно расти. На рынке начался очередной этап адаптации к изменяющимся условиям, вызванным новыми санкционными ограничениями.
По данным мониторинга Центра ценовых индексов, в период с 3 по 9 ноября среднесуточный объем морского экспорта нефти из России опустился до отметки около 320 тысяч тонн. Настолько низкий показатель ранее фиксировался лишь в середине июля, сразу после введения 18-го пакета санкций Европейского союза. Общее количество судов, отправившихся с грузом за неделю, сократилось до 23 против стандартных 26–28, причем снижение затронуло большинство ключевых направлений.
Отгрузки российской нефти снизились до минимума за три месяца. Одновременно с этим продолжает расти стоимость фрахта танкеров .
Непосредственным катализатором сложившейся ситуации стал новый пакет санкционных ограничений, введенных США против российских нефтяных гигантов. Минфин США в конце октября объявил о дополнительных санкциях в отношении РФ, в рамках которых ограничительные меры были применены против «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа».
Эти меры пришлись на период активной перестройки логистических цепочек, что усугубило ситуацию на рынке. По оценкам аналитиков Управления энергетической информации Минэнерго США, новые санкции окажут на российский нефтяной сектор сдержанное влияние, однако приведут к увеличению расходов и рисков, связанных с транспортировкой российской нефти.
Параллельно со снижением объемов экспорта продолжает увеличиваться стоимость перевозки сырья. За неделю фрахт подорожал на 3,7% почти по всем основным направлениям. По мнению аналитиков, новые санкции позволили судовладельцам требовать более высокую премию за риски, связанные с перевозкой российского сырья.
Наиболее значительно тарифы выросли для поставок в Турцию, где к соблюдению ограничений подходят особенно тщательно. При этом острой проблемы дефицита флота в настоящий момент не наблюдается — рост стоимости перевозок ограничен объемом доступной грузовой базы.
Санкции США позволили судовладельцам увеличить запрашиваемую премию за риск. Наиболее заметный рост ставок произошел на маршрутах в Турцию.
Санкционное давление вызвало заметные структурные изменения на рынке морских перевозок нефти. По оценкам ЦЦИ, если в январе 2025 года доля западных судовладельцев в перевозках нефти из РФ составляла не более 20%, то к середине года этот показатель вырос до 30–40%.
Этот процесс сопровождается формированием независимых страховых, стивидорных и других механизмов, необходимых для работы морской нефтяной логистики за периметром контроля стран, вводящих нерыночные ограничения. Рост доли независимых перевозчиков становится естественным и неизбежным в текущих условиях процессом.
Несмотря на санкционное давление, поставки в ключевые направления демонстрируют разнонаправленную динамику. После введения санкций в конце октября ряд крупных индийских компаний сообщил о сокращении закупок российской нефти. При этом поступления сырья из РФ в Индию пока остаются стабильными.
По данным ЦЦИ, с 27 октября по 9 ноября в индийском направлении было направлено 3,6 млн тонн, что выше средних уровней сентября-октября. Ключевые нефтяные индийские терминалы Джамнагар и Вадинар, обеспечивающие топливом частные НПЗ, продолжают принимать грузы с российской нефтью.
Вместе с тем Индия в начале ноября заметно нарастила закупки нефти из Саудовской Аравии, США и Ирака, чтобы диверсифицировать поставки в случае реализации рисков. Согласно данным систем отслеживания, несколько танкеров, вышедших из портов РФ еще в сентябре, уже более трех-пяти дней находятся вблизи индийских портов в ожидании разгрузки.
Аналитики и участники рынка ожидают восстановления объемов экспорта к концу ноября, когда завершится перестройка маршрутов. Однако ставки фрахта могут сохраняться на повышенном уровне до тех пор, пока рынок не адаптируется к новым реалиям.
Согласно прогнозу ЦЦИ, в ноябре ожидается сохранение тенденции на укрепление фрахта за счет восстановления торговой активности после перенастройки трейдинга. Управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов полагает, что до конца ноября стоимость морской перевозки увеличится примерно на 10–15% относительно того уровня, который наблюдался до введения санкций.
Участники рынка ожидают восстановления объемов к концу ноября, когда завершится перестройка маршрутов, но также рассчитывают на сохранение ставок на повышенном уровне.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков прогнозирует стабилизацию фрахтовых ставок и сокращение дисконтов во второй половине ноября по мере формирования новых цепочек поставок. По его словам, существующего теневого флота достаточно для перевозки российских объемов сырья, а текущее подорожание логистики объясняется преимущественно риск-премией, а не нехваткой судов.
Адаптационные способности российского нефтяного экспорта вновь проходят проверку на прочность. Рынок постепенно выстраивает новые логистические цепочки, однако ценой этого становятся возросшие издержки и необходимость учитывать постоянно меняющиеся санкционные риски.