Эрдоган под давлением проблем: почему турецкие власти стремительно теряют популярность
Сосед и стратегический «союзник» Украины переживают непростые времена.
Стремительная девальвация национальной валюты, резкая инфляция, только по официальным данным превысила 20% годовых, протесты и падение рейтингов власти.
Все это – о Турции.
Все попытки президента Реджепа Тайипа Эрдогана выровнять ситуацию пока приводят только к противоположным последствиям.
И это дает оппозиции хорошую базу для победы.
Ситуацию усугубляет и тот факт, что Эрдоган неизменно находится у власти с 2003 года, когда возглавляемая им Партия справедливости и развития (ПСР) впервые победила на парламентских выборах, а сам он занял кресло премьера. В 2023 году в стране пройдут одновременно парламентские и президентские выборы, и главным вопросом сегодня остается, положат ли они конец двадцатилетнему правлению действующего лидера Турции.
Оппозиция все громче требует досрочных выборов, а эксперты обсуждают возможные сценарии постепенного транзита власти внутри правящей партии. Однако такой транзит требует стабильности власти – а этого у соседей пока нет.
Подписывайтесь на ЦКБ в Facebook: главные новости
Перерастет ли в Турции экономический кризис в политический? И грозит ли она отношениям с Украиной? Попробуем разобраться.
Инфляция уничтожает рейтинги
Турецкая лира побила грустный рекорд. Если не произойдет неожиданность, именно эта валюта станет самой обесцененной в 2021 году – с начала года она ослабла на 45%. И не исключено, что это падение было бы еще больше, если бы не валютные интервенции.
Обесценивание национальной валюты подталкивает цены. По официальным данным турецкого Госкомстата годовая инфляция составила 21%, однако эти цифры вызывают сомнения у независимых экспертов. Альтернативные расчеты, проведенные ENAGRUP, которыми оперирует оппозиция, фиксируют годовой рост цен на уровне 58%.
Причина этого кризиса – борьба за дешевые кредиты.
Напомним, что в 2005 году турецкое правительство списало шесть нулей на банковских купюрах, после чего новый курс – 2 лиры за доллар – стабильно держался в течение девяти лет.
Первые двенадцать лет пребывания ПСР у власти стали периодом турецкого экономического чуда, когда экономика росла на 6-7% в год, в стране развивались новые отрасли промышленности, а стабильная экономическая и политическая ситуация способствовала притоку иностранных инвестиций. Средний доход на душу населения Турции достиг почти 10 тысяч долларов в год.
Быстрые темпы экономического роста во многом стали возможны благодаря либеральной политике тогдашних министров финансов Али Бабаджана (возглавлял министерство в 2003-2015 годах) и Мехмета Шимшека (уволен в 2018 году).
Эксперты почти единодушны в том, что финансовые проблемы Турции начались после перехода страны в президентскую форму правления в 2018 году, когда Эрдоган провозгласил курс на «экономическую борьбу за независимость».
Речь идет, прежде всего, о государственном вмешательстве в монетарную политику Центробанка для снижения процентной ставки.
Президент беспокоит, что в последние годы турецкая экономика демонстрирует низкие темпы роста. В последний раз реальный ВВП Турции демонстрировал высокие темпы роста в 2017 году.
Кроме мирового финансового кризиса одной из главных причин этого торможения стало уменьшение иностранных инвестиций на фоне политических конфликтов турецких властей со странами Запада. После закупки Турцией российских С-400 дело дошло даже до наложения западных санкций на военную промышленность Турции.
Подписывайтесь на ЦКБ в Telegram: главные новости
Кроме высокого веса ВПК в турецкой экономике, санкции оказывают прямое влияние и на планы инвестирования в другие сектора.
Рецепт решения этой проблемы достаточно прост. Турецкий президент остается сторонником разогрева экономики путём снижения учетной ставки. Однако механизмы, относительно хорошо работающие в США или ЕС, в Турции только ускоряют рост цен.
Последний скачок курса произошел 3 декабря – после очередного снижения учетной ставки по прямому приказу президента.
Так же обратный эффект дают регулярные увольнения глав Центробанка – с 2019 года их сменилось уже четверо. За то же время в правительстве было три министра финансов, включая зятя президента Берата Албайрака.
Экономические проблемы напрямую влияют на благосостояние населения – и это уже имеет политические последствия. В оппозиционно настроенных городах «берегового пояса» запада и юга страны, а также крупнейших мегаполисах – Стамбуле и Анкаре – все чаще вспыхивают акции протеста.
И хотя перерастания их в массовое явление власти удается избежать, протесты продолжаются.
В то же время, падает популярность Эрдогана и среди его традиционного электората – консервативного среднего класса и крупного бизнеса. В большой степени эта поддержка обеспечивалась стремительным ростом экономики при его премьерстве. Не удивительно, что вместе с падением курса лиры начали падать и рейтинги властей.
По свидетельству социологов, если бы выборы в Турции прошли сейчас, правящая партия и их партнеры по коалиции – впервые в истории – проиграли бы общенациональные выборы оппозиции.
Выборы под юбилей
Плановые выборы в Турции (в то же время президентские и парламентские) должны пройти в 2023 году – и это символическая дата в истории страны.
Через год Турция отмечает 100-летие основания республики. И этот год должен стать окончательным триумфом 20-летнего правления Эрдогана.
В турецких СМИ идет дискуссия, позволили бы текущая политическая ситуация и физическое состояние президента баллотироваться на следующий срок. Однако в любом случае результаты выборов 2023 должны сформировать лимит легитимности, который позволит Эрдогану сохранить политическое влияние в стране, даже покинув лидерские должности.
Для обеспечения этого результата должна сработать и реализация ряда масштабных программ и инфраструктурных объектов. Среди них: канал Стамбул, который должен стать искусственной альтернативой Босфору, космические программы Турции (включая запланированный на 2023 год запуск ракеты на Луну), построение атомной станции Аккую.
Впрочем, нынешние экономические проблемы ставят под вопрос реализацию этих грандиозных планов.
Уже официально объявлено о переносе даты открытия канала «Стамбул», все больше сомнений и в запуске лунной программы.
Возникает замкнутый круг. Рейтинги требуют ускорения экономического роста и выполнения анонсированных программ. Вместе с тем, вмешательство государства в монетарную политику и новые меры стимулирования экономики каждый раз приводят только к новому скачку цен и дальнейшему обесценению национальной валюты.
Выходом из ситуации могло бы стать изменение экономической модели: отказ от ручного управления экономикой и решение политических проблем с Западом. Однако этот путь не гарантирует быстрых результатов, а главное – противоречит мировоззрению президента, рассматривающего борьбу с «банковским лобби» как личное дело чести.
В такой ситуации спасительной палочкой для Эрдогана может стать арабский капитал из стран Залива. Это уже сработало на предыдущих выборах, когда на фоне противостояния с Саудовской Аравией Турции удалось привлечь катарские инвестиции на сумму более $15 млрд.
Что-то похожее Анкара может попробовать и сейчас. На этой неделе в Дохе состоялось очередное заседание турецко-катарского стратегического совета, в рамках которого Эрдоган подписал ряд документов об углублении сотрудничества со своим катарским коллегой. На полях саммита состоялась и отдельная встреча глав Центробанков двух стран.
Однако как долго «горячие» арабские инвестиции смогут удерживать разогретую турецкую экономику — пока неизвестно.
Если не Эрдоган, то кто?
Падение рейтингов турецких властей дает неплохие шансы оппозиции.
Традиционно главными конкурентами Эрдогана остаются левоцентристские и либеральные партии, в частности, Республиканская народная партия (РНП). Ее лицом является «неофициальный лидер», популярный мэр Стамбула Экрем Имамоглу.
Напомним, в 2019 году, чтобы предотвратить победу оппозиционера в Стамбуле, турецкие власти пошли на отмену результатов выборов и назначение повторных на лето – время, самое неудачное для оппозиции. Однако повторная победа оппозиционера оказалась еще более убедительной – и это стало первым масштабным поражением Эрдогана.
Также среди оппозиционеров – мэр Анкары Мансур Яваш. Его популярность резко возросла два года назад, когда впервые за четверть века он победил на этом посту кандидатов от власти.
Союзником РНП является Хорошая партия – более консервативная политическая сила, критикующая Эрдогана за отход от курса Ататюрка.
Впрочем, в последние годы у оппозиции появились новые силы – бывшие соратники Эрдогана, недавно создавшие собственные политические проекты.
Это консервативная Партия будущего экс премьера Ахмета Давутоглу и либеральная Партия демократии и прогресса упомянутого выше Али Бабаджана.
В настоящее время оппозиция ведет дискуссии по объединению усилий для возвращения страны в парламентскую форму правления, а в перспективе – совместные действия на следующих выборах. В то же время, властная коалиция готовит пакет изменений в избирательное законодательство, которое должно вынести на рассмотрение парламента уже в марте следующего года.
Впрочем, существуют немалые риски, что ухудшение экономической ситуации в стране и маневры турецких властей на международной арене могут привести к росту напряжения в отношениях Анкары с США и ЕС.
Учитывая важность для Украины сотрудничества как с Западом, так и с Турцией, это может значительно усложнить стоящие перед Киевом внешнеполитические задачи.
Авторы:
Евгения Габер, старший аналитик Центра исследований современной Турции (Карлтонский университет),