Эрдоган против МВФ

Эрдоган против МВФ

Про инфляцию в Турции, которая по итогам июля составила 79,6% (г/г), знают все. Также как и про постоянную девальвацию турецкой лиры. В настоящий момент за 1 доллар дают 17,93 лиры, в то время, как ещё год назад это значение равнялось 8,5 лирам.

При этом, вопреки общепринятой практике и рекомендациям МВФ, Центробанк Турции не спешит повышать ключевую ставку. Более того, он держит её на супер низком (по сравнению с уровнем инфляции) уровне в 14%. А год назад это значение составляло 19%. То есть, не только в реальном, но и в номинальном выражении мы имеем снижение.

Казалось, всё это должно привести к масштабному кризису в турецкой экономике. Однако ВВП растёт. За первый квартал этого года экономика Турции выросла на 7,3%. Да, в некоторой степени данный показатель обусловлен восстановлением по сравнению со слабыми показателями начала 2021 года, однако цифры всё равно впечатляют. Безработица также находится для нормальном для Турции уровне в 10,3% (на пике 2020 года уровень составлял 14,4%)

Можно ли, исходя из всего этого, назвать экономическую политику Турции успешной? Нет, пока что такие выводы делать рано. Эрдоган находится только в начале пути. И его цель — вырвать Турцию из Бреттон-Вудской системы, в кабале которой она оказалась в «нулевые» годы

Отправной точкой возьмём кризис 2001 года. До этого Турция сильнейшим образом зависела от иностранных инвестиций. Если говорить упрощённо, то из-за нестабильной политической обстановки и финансовых дыр в бюджете и банковской системе, иностранцы на рубеже девяностых и нулевых годов массово ринулись на выход их турецкой экономики. Вся лира менялась на доллары, которые беспрепятственно выводились за пределы страны. Всего лишь за несколько месяцев было выведено около 70 млрд долларов. К 2001 году, в попытке хоть как-то сдержать инфляцию, курс и предотвратить продолжающийся отток капитала, Центробанк Турции поднял ставку до 3000%.

Но на помощь пришёл МВФ, начав выдавать кредиты на поддержку бюджета. Правда, как всегда, МВФ выдвинул соответствующие требования. Так, государство должно было снизить свою роль в экономике. Здесь следует отметить, что вся экономика Турции состояла тогда из государственного сектора и предприятий, контролировавшихся иностранцами. Национального бизнеса не было как класса.

Государственные расходы должны были быть сокращены, а бюджет должен был стать профицитным (ничего не напоминает?). Экономика Турции должна была стать экспортно ориентированной, в том числе, благодаря развитию туризма. Но деньги на развитие этих направлений должны были поступать не от государства, а из-за рубежа. То есть, через иностранные кредиты.

Таким образом, глобалисты отводили Турции в международном разделении труда роль туристической «державы». Также там должно было размещаться определенное количество сборочных производств. Дешевый труд обеспечивал товарам конкурентоспособность.

И в Турции началась массовая приватизация. Государство существенно снизило долю в банковском секторе, в энергетическом комплексе, в телекоммуникациях. Был продан контрольный пакет акций Turkish Airlines.

Государственный долг к ВВП, действительно, начал снижение. Если в начале «нулевых» он составлял 75,5%, то уже к 2007-2008 году опустился до 37%, а в середине «десятых» достиг минимума в 27,4%. Но это был обман.

МВФ навязывает показатель отношения государственного долга к ВВП. На самом деле нужно смотреть номинальные значения. А они росли. Если в начале нулевых внешний долг Турции составлял 100 млрд долларов, то к 2015 достиг 400 млрд. К слову, Эрдоган прервал эту пагубную традицию, и при нём внешний долг стабилизировался на уровне в 450 млрд долларов. Эта цифра не растёт на протяжении 5 лет. А, учитывая американскую инфляцию, ещё и падает в реальном выражении.

В общем, в «нулевые» годы Турция пошла по пути радикального либерализма, руководствуясь рекомендациями МВФ. И МВФ создал отличную картинку, ведь в то время ВВП Турции рос темпами в 6-9% в год. Но это был обман. ВВП Турции рос, во-первых, на низкой базе 90-х годов, а, во-вторых, он просто раскрывал свой потенциал.

Схема выглядела следующим образом. В страну поступали западные кредиты. Валюта менялась на лиры, которые вкладывались в реальный сектор экономики. Но никто не мешал Банку Турции печатать эти деньги просто так, не под заходящие доллары, а под конкретные проекты развития страны. Валютный навес только лишь обрёк Турцию на огромный внешний долг, по которому платятся огромные проценты.

Кто-то может сказать: но и ладно, если экономика растёт, почему бы не обречь её на долговую кабалу? Уже в первой половине 2010-х стало понятно, что потенциал подобной модели исчерпывается. А во второй половине 2010-х окончательно стало ясно, что модель является бесперспективной. ВВП перестал расти предыдущими темпами, население стало резко беднеть. Доход на душу растущего населения и ВВП на душу населения стал снижаться. Долговая кабала вымывала из турецкой экономики огромные деньги.

С 2018 года резко вверх пошла инфляция. Эрдоган тогда ещё слушал рекомендации МВФ. Ключевая ставка была поднята до 24%. Но инфляция после короткого замедления вновь начала расти. Из Турции побежал капитал. Сальдо между притоком и оттоком капитала стало резко отрицательным, что не позволяло турецкой финансовой системе финансировать свои обязательства, не говоря уже о вложениях в проекты развития.

И в 2021 Эрдоган пошёл наперекор МВФ, начав снижение ключевой ставки. Курс лиры был девальвирован в два раза. Таким образом, Эрдоган рассчитывал выкинуть иностранных спекулянтов. Ведь теперь выводить капитал из страны стало резко невыгодно.

Более того, низкие (по сравнению с инфляцией) ставки по кредитам позволили оживить кредитование реального сектора экономики и населения. Таким образом, Эрдоган заменят внешние кредиты внутренними, запуская вложения в лирах. Это ведёт к росту денежной массы, что положительно сказывается на производстве товаров и услуг. Эрдоган считает, что расширение выпуска товаров и услуг в конечном счете поборет инфляцию в реальном выражении. Впрочем, на этот показатель турецкие власти особого внимания не обращают.

В настоящий момент сложно сделать однозначный вывод, получится ли у Эрдогана или нет. Его борьба с МВФ идёт всего лишь год. Первые результаты, несмотря на рост инфляции и девальвацию лиры, являются положительными (рост экономики и снижение безработицы). Что будет дальше — увидим.