ЕС и Литва получат разные ответы РФ за санкции против Калининграда
России нужно разделить железнодорожные и автомобильные санкции, введенные против Калининградской области, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. По железным дорогам ответственность должен нести ЕС, а по автомобильным – Литва.
Литва ввела новые санкции по Калининграду
Литва распространила санкционные ограничения на перевозки товаров в Калининградскую область на автомобильный транспорт. Ранее рестрикции касались железнодорожных поставок, на которые Вильнюс пошел после консультаций с Брюсселем.
Под санкции попали 40-50% грузов, которые ранее поставляли в Калининградскую область по железной дороге, специфика автомобильных перевозок отличается, но ограничения в данном вопросе также существенные, остается морской фрахт.
Проблема носит серьезный характер, ее нельзя недооценивать: Литва и Евросоюз нарушили одно из базовых и жизненно важных соглашений с Россией, после чего нормальные отношения между Москвой и Брюсселем становятся невозможными.
Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев пообещал скорый ответ Литве на транспортную блокаду и заявил, что эта история демонстрирует, что Евросоюзу верить нельзя – европейские власти нарушили условия письменных документов.
Калининградская область имеет стратегическое значение
ЕС ответственен за железнодорожный вопрос
«По железнодорожному транзиту существует соглашение, заключенное в 2002 году между Россией и ЕС. Важно отметить следующий факт: на тот момент Литва не была членом ЕС, она присоединилась к объединению только в 2004 году», — заключает Оленченко.
Регулятором отношений по железным дорогам выступает не Литва, а Еврокомиссия.
«Когда Литва ввела эти ограничения, она вышла за рамки своих полномочий. Здесь возникает много вопросов: делегировала ли Еврокомиссия полномочия Литве, берет ли Брюссель на себя ответственность за сложившуюся ситуацию и т.д.», — резюмирует Оленченко.
От степени участия Еврокомиссии зависит мера ответственности: литовцы заявляют, что данное решение было реализовано не Вильнюсом, а Брюсселем, а в таком случае все страны Евросоюза стоят за враждебными действиями против Калининграда.
«Раз весь ЕС ответственен за ограничения, то РФ может ввести ответные действия против всего объединения или любой страны. Стороной переговоров с Москвой в 2002 году была не Литва, а Евросоюз», — констатирует Оленченко.
Автомобильные перевозки остаются отдельным вопросом: они не касаются соглашения 2002 года и проходят по отдельному документу. Здесь существует порядок на основе квот, которые ранее заключались Москвой и Вильнюсом на взаимной основе.
Литва отвечает за автодороги
«РФ нужно разделить автомобильные и железнодорожные ограничения. Если мы будем рассматривать оба прецедента в одном пакете, то создадим себе трудности и выгодную ситуацию для литовской стороны», — заключает Оленченко.
По автомобильным перевозкам имеется рычаг воздействия на Литву: больше десяти тысяч литовских автоперевозчиков занимаются доставкой грузов в страны Центральной Азии через российскую территорию.
«Напрашивается мысль, что нужно сопоставить интенсивность и затраты литовских и российских перевозок и принять решение, которое стало бы более болезненным для Литвы, чем их рестрикции против Калининграда», — резюмирует Оленченко.
Присутствует здесь и социальный компонент: в случае введения российских ограничений многие люди в Литве станут безработными, а это страна с одной из самых неблагополучных в Евросоюзе ситуаций в плане занятости.
«Литовцы могут получить как финансовые и социальные последствия. Они лишатся доходов от перевозок и получат новые расходы», — констатирует Оленченко.
Вильнюс также объявил о своем решении на электронном сайте, что является неуважением. Все это необходимо делать по дипломатическим каналам.
«Нужно повоспитывать литовцев и приучить их к бюрократической культуре, а не к такому разбитному поведению. Надо плотно взяться на изучение всех обстоятельств дела и принять наиболее эффективное решение», — заключает Оленченко.
У России существует все инструменты для эффективного воздействия на Литву.
Дмитрий Сикорский