ЕС ударил по Беларуси, а попал в Литву
Литва, как важное государство посредник в экспорте белорусских товаров, в т.ч. удобрения, является одной из наиболее пострадавших стран ЕС в контексте введения отраслевых санкций в отношении Беларуси.
Литва считает убытки
Пока большая часть перевалки белорусских удобрений осуществляется через порт Клайпеда. В 2013 году белорусская компания по производству удобрений «Беларуськалий» приобрела 30% акций терминала навалочных грузов в Клайпедском порту. В 2020 году президент BKT сообщил о планируемых инвестициях в размере 100 миллионов евро, которые были направлены на увеличение пропускной способности этого терминала. Планировалось, что помимо «Беларуськалия» терминал будет использовать другая белорусская компания по производству удобрений — «Славкалий». На терминале ВКТ работает 500 человек.
В 2020 году в Клайпеде было перевалено 15,6 миллиона тонн белорусских грузов, что составило 32 процента годового грузооборота порта.
По данным консалтингового агентства Erns & Young, перевалка белорусских товаров принесла литовскому бюджету дополнительно 155 млн евро в 2019 году.
Литовский железнодорожный перевозчик Lietuvos gelezinkeliai (LG) также понесет убытки. По словам президента Литовских железных дорог Мантаса Бантуска, компания ежегодно теряет около 19 миллионов евро, из которых 14 миллионов евро из-за отсутствия перевозки удобрений и 4-5 миллионов евро из-за приостановки транзита нефтепродуктов. С февраля большинство из них было перенаправлено в порты России. LG имеет долгосрочное соглашение о сотрудничестве с Беларськалий, которое должно было действовать до конца 2023 года. По словам президента, компании потребуется государственная помощь в размере 10 млн евро.