Ещё одним придуманным неймётся
Ещё одним придуманным неймётся
Экономика
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАПЁРСТКИ
Тряхнём исторической стариной. Как и обещал намедни. Тем более, повод хороший подвернулся, третьего дня бакинский наместник Ильхам-бей взялся нам угрожать. «Выразил резкое недовольство действиями России из-за ударов по объектам азербайджанской компании SOCAR» на территории гетманщины. Позвонив в місто Київ и стукнувшись дёснами с хрипатой коричневой дворнягой, «выразил уверенность в нерушимом энергетическом сотрудничестве» и бла-бла-бла за всё хорошее против агрессора.
А следом государственные порталы Азербайджана завели свою уже привычную шарманку последних недель. Кто взялся сыпать «утечками» из ханского дворца о скором «снятия эмбарго на поставки вооружения», кто завёл разговор о Дербенте. Как оказалось – исторической колыбели азербайджанской древней государственности, давно просящейся в родную гавань.
Особенно выделяется в том балагане пропагандистский авангард в облике «Общества Западного Азербайджана» и телеканала «Западный Азербайджан ТВ». Любопытные структуры на полном турецком коште, уже двадцать лет занятые «историческим образованием» податного населения бакинского наместничества османов. «Научно доказавшим», что азербайджанцы являются потомками «древних кавказских албанов», имеют право на все земли современной Армении, части России-Ирана. Потому оккупанты и понаехавшие должны освободить священную землю Западного Азербайджана.
Азербайджан
Была во времена бородатые, когда существовала держава Мидия, такая территория Атропатена («Атур Паткан», Ātur-patkān), расположенная ныне на северо-западе современного Ирана. Первое упоминание в источниках получила как «владения Атропата», знаменитого персидского сатрапа-губернатора, родившегося примерно в 370 году до нашей эры.
Когда Саша Македонский прибыл в данные благодатные места «покончить с диктатурой Дария III», могущественный наместник переметнулся на сторону эллинов, служил верой-правдой идеалам демократии, залил кровушкой половину Ирана, подавляя народно-освободительные восстания. После смерти Македонского сумел сохранить власть и объявил себя царём государства Атропатена, номинально подчинённым Селевкидам.
В 80-ом году до н.э. данное образование было упразднено армянским царём Тиграном Великим по результатам войны с парфянами, через двадцать лет обрело независимость, а следом наступили Смутные Времена с деятельным участием Римской Империи. Армяне, римляне и парфяне хлестались за эту стратегическую гористую область (ныне останы Западный и Восточный Азербайджан Исламской Республики Иран, север Курдистана до отрогов Талышских гор) аж до самой Пасхи 628-го года.
Где в бурной истории Атропатены поставил точку византийский император Ираклий, захвативший столицу, город Ганзак (северо-западный Иран, не путать с одноимённым армянским н/п). Базилевс постарался вернуть утерянные в первой половине II века до н. э. территории Атур Паткана на севере (каспийское побережье, Фавнитиду и юго-восточный Васпуракан к востоку от озера Ван), но не преуспел. А через десять лет сюда пожаловали новоиспечённые мусульмане Арабского Халифата и благодаря предательству армянской тяжёлой конницы катафрактов, вышибли ромеев из Атропатены.
Арабский Халифат, пик могущества
Образовав провинцию со столицей в городе Ардебиль. А здешние места начали называть на арабский манер «Адарбадган», из чего много-много позже и возник топоним «Азербайджан» в головах просвещённых европейцев. Жили там пресловутые «азербайджанцы», из которых сегодня старательно выводят преемственность бакинские псевдо-историки? Нет. Тому есть тысячи подтверждений-артефактов, литературных источников. Никаких «тюрок» тогда близко не было, тем более носителей «азербайджанского этноса».
Жили тут иранцы, говорили на языке «азери» индоевропейской семьи. По самоназванию указанной местности. Тому есть в камне сотни надписей, сегодня с лёгкостью читаемых любым иранским школяром. Или талышом, поскольку именно талышское наречие является прямым преемником языка «азери». Более того, он в неприкосновенности сохранился в сельской местности подле двух бывших столиц Атропатены, иранских Ганзака Шахастан и Адербиля.
И вишенка … в землях бывшего Карганрудского ханства (стык границ Ирана и Азербайджана по Каспию, он же Южный Талыш) на нём тоже старики говорят сегодня. И в Казахстане, куда советская власть талышей высылала, дабы не мешали строить азербайджанскую национальную идентичность.
Эти древние автохтоны ни в зуб ногой по-азербайджански, поскольку данный язык принадлежит к тюркской языковой семье. Индоевропейцы и тюрки имеют промеж себя дистанцию как русские с японцами. Или коренное население Алтая. Кто такие «тюрки» канал ИН думал-гадал давным-давно до февраля 2022-го, покопайтесь. Если кратко сообщить: неизвестно точно кто и непонятно откуда, поскольку у лихих кочевников были проблемы с письменностью, нумизматикой, государственным устройством, оседлостью.
А фиксировали ураганные перемещения тюркских Орд и Каганатов от нынешней Монголии до самых приволжских степей большей частью сторонние источники. «Азербайджанцы», как и турки являются выходцами из 24-х племён «тюрок-огузов», но их происхождение до XI века тайна великая есть, антропологам и археологам ещё рыть да копать. А различные карты расселения «огузов» не выдерживают научного анализа, поскольку вольная степная аристократия перемещалась совершенно свободно по огромным территориям, прислоняясь то к одной региональной державе, то к другой.
условный (очень-очень) ареал племенного союза Огузов
Оставив о себе лишь единичные «рунические орхонские надписи» в Монголии. Но насколько они являются «огузскими» … сказать сложно. Но проще стало в XI веке, поскольку кочевники-огузы попали на перо летописцам Саманидов, правящей иранской династии Саманидского Государства. Как только появились в его среднеазиатских владениях и поступили на службу.
После погрома их нанимателей Караханидским Каганатом (999 год), огузы вновь пропадают со страниц письменных источников, вынырнув из краткого омута безвременья в 1038-ом под маркой Сельджукидов, турок-сельджуков. За неполные 20 лет выбив арабов из Ирана, Закавказья и Малой Азии. Так здесь появились тюрки, ни годом раньше. Сначала массово в Северо-Западном Иране, позже – на землях современного Азербайджана. В гомеопатических количествах. Поскольку на сельджукском языке (ныне турецкий) здесь толком не заговорили, предпочитая стародавние персидские говоры.
Державная путаница
Азербайджанских школяров вводят в заблуждение, рассказывая о Средневековом государстве Ильдегизидов (1136-1225 гг.), якобы предтече нынешней бакинской великодержавности. Возникшей после распада империи сельджуков. Ложь от начала и до конца, поскольку данное образование базировалось в современном иранском Азербайджане, на территорию нынешнего вилайета Ильхам-бея распространялось очень ограничено и условно. Во-вторых, основал сие неустойчивое государство не огуз, а самый чистопородный половец Шамс ад-Дин Ильдегиз, бывший раб.
Да, имевший тюркские этнические корни, но пути-дорожки между сельджукидами и тюркоязычными кыпчаками-татарами полностью разошлись во времена Восточно-Тюркского Каганата (744 г.) и Кимакского Каганата на территории современного северо-западного Казахстана. Половцы были «чужаками» (то есть, речь соседей не разумели) для кимаков, южных огузов, западных хазар. И хотя Рашид ад-Дина причислял кипчаков-половцев к одному из 24 племён огузов, фонетические исследования данное утверждение опровергли. И самое главное: недолговечное правление Ильдегизидов пришлось на самое-самое начало тюркизации региона, а подданными были коренные персы, говорившие на нескольких наречиях «азери».
Единственным туманным предположением об этническом происхождении «азербайджанцев» можно считать кочевников передвижных псевдо-государств XIV века под названием Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Указанные бродячие Орды бодались за область Ширвана/Шарвана (с нынешним Баку) на западном берегу Каспия, в набегах доходили до Дербента, старались зацепиться на берегах Куры. Но вскоре пришли османы-турки и всех «помирили», точнее – мгновенно растворили в себе без всякого сопротивления, поскольку говорили на родственном языке сельджуков. А поскольку правили Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу потомки малых огузских родов, они с лёгкостью признали право первородства за бесспорными старшими братьями.
Вторым мифом «государственности» бакинских нацболов является Кавказская Албания, как «заплатка» между эпохами государства Атропатена и державой Ильдегизидов. С огромной брешью в несколько веков, но кого такие мелочи останавливали в «национальном строительстве» с пустого места. Итак, Кавказская Албания действительно существовала в II-I веках до н.э.
Контролируя половину земель современного Дагестана, Грузии и Азербайджана. Была покорена Римской Империей, отбита Сасанидским Государством персов. Почему «Албания» … не спрашивайте, так повелось с кривых переводов античных историков. С различными версиями можно в буржуинской «Википедии» ознакомиться, там статья вполне корректная. Суть в другом, тамошние «албанцы» были полиэтническим объединением 26-ти племён, говоривших на дюжине языков лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Чётко разделяли себя на албанов, гаргаров, утиев, гелов, чилбов и тд.
Пользовались они своим «агванским (гаргарским) алфавитом», который им разработал великий Месроп Маштоц, ранее создавший армянский и грузинский алфавиты. Тюркских корней там в помине нет, как и заимствований в сколь-нибудь значимых количествах. Индоевропейских тоже, кстати. Персидские купцы, владевшие «азери» или предтечами фарси (язык лури), здешних албанцев не понимали вообще, используя в качестве переводчиков либо армян, либо живших неподалёку татов. Потому считать Кавказскую Албанию, населённую по античным источникам «белокожими светловолосыми людьми с серыми глазами» могут только … бакинские нацболы-образованцы.
Азербайджанец
Теперь самое вкусное, срыв покровов. Преемственность от Государства Ильдегизидов азербайджанские историки предпочитают вести к Империи Сефевидов с её основателем-шахиншахом Абу Музаффаром Исмаилом бин Гейдаром ас-Сефеви (Исмаил I, 1487- 1524 гг.), якобы бывшем этническим азербайджанцем. Неправда, сей выдающийся полководец, государь, поэт и религиозный просветитель был прямым потомком шейха Сефи ад-Дина, основателя древнего суфийского Ордена Сефевие. Ещё в середине XIII века оставившего поэтические трактаты на языке азери, вся родословная по мужской линии данной фамилии известна. По сей день существует в Иране.
Исмаил I вторгался на территорию современного Азербайджана, верно. И при его дворе писали стихи на тюркском, как и сам шахиншах, поскольку несколько волн турецких нашествий на северо-запад Персии выбили подчистую здешние иранские языковые группы вместе с их носителями за три века непрерывного геноцида. Потому Империя Сефевидов стала «турецкой», породнившись с тюрками, даже самоназвание звучало Доулет-е Кызылбаш («Государство красных шапок»). Но тут есть принципиальный момент: шахиншах Исмаил I объявил о создании страны шиитов-мусульман. А турки-османы (сунниты) так и начали их называть «аджеми» (шииты). Слово «аджам» ранее обозначало просто иранцев, а после религиозного кульбита получило уточнение.
Так и зазвучало впервые определение-предтеча «азербайджанец» («аджеми» от турецкого «аджам»). Так говорили не подданные шахов династии Севефидов о собственной идентичности, то был привнесённый из Турции этноним. Указывающий на всех жителей Ирана, исповедующих шиизм. Во времена Петра Великого, как только русские начали осваиваться в каспийских политических и торговых делах – они тоже «аджеми» называли обитателей здешних мест, читаем Манифест государя перед Персидским Походом.
Хотя самоназвания народов современного и персидского Азербайджанов были другими: айрумы, текели, авшары, кенгерли. Верхушка Империи Сефевидов говорила на тюркском, но подавляющее большинство населения (как и сами феодальные элиты) оставалось персами-иранцами, документооборот был на персидском, монеты чеканились на персидском. Да, летописи тоже на персидском составляли, если что. И образование давали на нём же. Подобная картина сохранилась и после распада Империи Ордена Сефевие на десятки мелких ханств, которые расползлись между Россией и Персией. Элиты были тюркоязычные, население само по себе пробавлялось в этносах.
А впервые этноним «азербайджанец» (вместо общепризнанных самоназваний) был пропечатан в 1891 году, интеллектуальностью блеснула газета «Кешкюль» (Сума), издаваемая в городе Тифлисе переводчиком Джалалом Унсизаде.
Поставившем себе целью вычленить на территории Российской Империи и тогдашней Персии этническую группу, говорящую на одном языке. Азербайджанском. Академия Наук согласилась, включив «азербайджанский язык» в свои списки, заменив более ранние определения «тюркский» и/или «тюрко-татарский». Повторюсь который раз, «азербайджанцы» так себя не называли, то была придумка «европейских просветителей».
Начавших изучать историю региона со времён Дария III, как только авторы-греки впервые упомянули термин «Атропатена». А потом его исковеркали арабы и добавили путаницы турки. Если говорить научным языком, то «азербайджанцы» подпадают под термин «экзо-этноним». Данный народу извне. А появилась первая «азербайджанская государственность» во времена нашей Гражданской Войны 1918-1922 гг., когда 22 мая 1918-го в здешних прикаспийских землях объявились «представители независимого Азербайджана». Демократической Республики.
С которой Красная Армия покончила в 1921-ом, постановив об учреждении Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Кстати, до самого 1936-го официальным республиканским языком был «тюркский», пока товарищ Сталин не привёл в соответствие данное разночтение.
Выводы
Потому претензии националистов на пресловутый «Западный Азербайджан» до самого озера Севан с Ереваном немного … не по адресу. Исторически и фактически он существует в современном северо-западном Иране (Azarbâyjân-e Qarbi), где проживают миллионы шиитов-азербайджанцев, по-прежнему именуемых «аджеми» по религиозной принадлежности. У Армении больше прав, кстати, на пресловутый Западный Азербайджан, ибо он входил в состав империи Тиграна Великого. Вместе с Сирией, если на то пошло.
Армяне хрестоматийные индоевропейцы, говорят на особом языке данной семейной группы, никакого отношения к более поздним тюркским корням не имеют. Если рассуждать об исторической справедливости, то компактно жить должны в Турции (восточная Анатолия). Где их вырезали под корень или изгнали во время и после Первой Мировой войны взбесившиеся османы.
И пришедшие им на смену кемалисты-нацисты. Если уж совершенно точно указать Ильхам-бею «исток зарождения азербайджанского народа», то он окажется точнёхонько на стыке границ Ирана, Турции и Ирака (Âzarbâyjân-e Šarqi или Şərqi Azərbaycan). И в окрестностях древнего города Ардебиль. Откуда и направились в сторону Ширвана худородные Орды кочевых огузов Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Там и живут по сей день в числе немалом этнически «чистые азербайджанцы» (восточные), если подойти к вопросу с культурными маркерами, ДНК-анализами, историчностью и прочей наукой.
расселение тюрок-азербайджанцев в Иране
А что до «национального строительства» псевдо-государств, коим сто лет в обед благодаря «политике коренизации» Советской Власти, то исторические фальсификации никогда не создадут самодостаточную идеологию державности. Пещерного извода национализм настолько слаб и тщедушен идеологически, что не может существовать самостоятельно, без мощных подпорок сильных соседей. Потому и поползли тараканами после 1989-го года бывшие советские республики кто куда. В Европу большей частью, одна в Турцию.
А среднеазиатские монархии до такого «интеграционного похода» ещё не дозрели, выживая за счёт природных недр и гастарбайтеров. Ничего за душой нацболов нет, все проблемы своих обществ они обещают решить только после принесения присяги к кому-то большому и сильному. Европе, Турции, Китаю. Вот-то и победят нищету, одолеют коррупцию, выколотят из России «репарации за многовековую оккупацию», это вообще хит всех широт и столиц бывших осколков СССР. А как только вступят в НАТО, так вообще запануют и захануют как не в себя. Ибо Альянс … это великие, страшные и могучие США.
Пример Грузии впрок не пошёл, разлагающиеся и вымирающие шпротные архиепископства не убедили, теперь вот малороссийское национальное строительство исторических мифов под снос ушло. Не в коня корм, каждый видит себя умнее неудачников, сознательно торгуя суверенитетом в пользу далёких или близких господ. Делая из своего население социально-политических сектантов. Готовых поступиться честью и достоинством ради кружевного исподнего или чашки бесплатного щербета.
Мне очень жалко Азербайджан и его граждан, много связывало с данной республикой. Но после 2014-го заметил хорошо знакомую по Украине тенденцию оголтелого вранья, исторических мистификаций, подспудных обвинений русских и персов в объективных проблемах страны. И таком нагнетании ненависти к армянам, коего не наблюдал в первой половине 1990-х в самые чёрные времена военных поражений Азербайджана. Да, турки смогли сыграть блестящую партию со своими островными и заокеанскими покровителями, нейтрализовали Россию, поставили национального предателя Никола у кормила власти в Ереване, бескровно заняли Карабах.
Только состоятельности и суверенитета Азербайджану это не прибавило, напротив. Сделало удобным инструментом, как в своё время Грузию с гетманщиной и дозревающей до самоубийства Бессарабией. К чему приводят беспрекословное исполнение желаний Мировой Жабы – примеров хоть отбавляй, но ни одного хорошего.