Espadon: Франция выходит на сцену с гиперзвуковым истребителем

Espadon: Франция выходит на сцену с гиперзвуковым истребителем

Гиперзвуковая модель, представленная на Парижском авиасалоне, может ознаменовать сдвиг в планах Франции по созданию истребителя шестого поколения. Это также может означать большой скачок в технологии реактивных истребителей, Франция представила свою концепцию гиперзвукового истребителя Espadon, сигнализируя о возможном перенаправлении своих амбиций в отношении истребителя шестого поколения.

Breaking Defense сообщил, что французская государственная исследовательская компания Onera продемонстрировала свой концепт гиперзвукового истребителя Espadon в этом месяце на Парижском авиасалоне. В сообщении упоминается, что модель Espadon уже прошла ветровые испытания с целью разработки самолета, способного летать со скоростью 5 Маха или выше. В нем также отмечается, что концепция будет передана французской промышленности для подготовки к будущему, а 2050 год станет предполагаемой датой первого полета гиперзвукового самолета.

Breaking Defense сообщает, что, хотя министерство обороны Франции (MOD) еще не финансировало Espadon на уровне закупок, оно финансировалось из внутренних источников для улучшения знаний и компетенции в области гиперзвуковых самолетов, а также выбора строительных блоков для создания прототипа. Опыт разработки гиперзвукового истребителя Espadon продолжает передаваться сторонам, участвующим в разработке французской программы Future Combat Air System (FCAS), основанной на истребителе следующего поколения, дистанционных авианосцах и воздушном боевом облаке.

По своей сути, Espadon может быть одним из нескольких разрабатываемых концептов истребителя шестого поколения. К ним относятся американский проект Next Generation Air Dominance (NGAD), японская программа Global Combat Air Program (GCAP) и британский проект Tempest. Хотя общепринятого определения того, что представляет собой истребитель шестого поколения, не существует, этот тип, скорее всего, будет включать в себя новые и появляющиеся технологии, такие как модульная конструкция, машинное обучение, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, рои дронов и возможность пилотирования. Хотя детали конструкции Эспадона скудны, идея поразительно похожа на американский проект Mayhem, рекламируемый как преемник самолета-разведчика SR-71, прославившегося во времена холодной войны.

В декабре 2022 года Asia Times сообщала, что ВВС США заключили с Leidos, частной оборонной компанией из Вирджинии, контракт на поставку «воздушно-реактивной гиперзвуковой системы большего класса, способной выполнять несколько миссий со стандартизированным интерфейсом полезной нагрузки, обеспечивающей значительный технологический прогресс и будущие возможности». Проект Mayhem предназначен для выполнения нескольких миссий, таких как доставка унитарных или по площади полезных нагрузок или проведение миссий разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR). Самолет будет оснащен газотурбинной силовой установкой комбинированного цикла (TBCC).

В силовой установке TBCC используются как реактивные двигатели, так и ГПВРД, чтобы компенсировать ограничения любого типа двигателя. Реактивные двигатели разгонят самолет во время взлета и достигнут необходимой скорости, чтобы ГПВРД включились в гиперзвуковой полет. Однако многие подробности о Project Mayhem до сих пор неизвестны. В частности, неизвестно, предназначен ли он для целей как многоразовый или одноразовый самолет, поскольку его описывают как нечто среднее между гиперзвуковой ракетой и полноценным гиперзвуковым самолетом.

Espadon может быть частью усилий Франции по продвижению разработки FCAS, которая может быть остановлена ​​из-за спорного партнерства с Германией, одной из основных заинтересованных сторон программы. В ноябре 2022 года Asia Times отметила, что покупка Германией 35 самолетов F-35 в США в марте прошлого года вызвала во Франции опасения, что Германия охладела к разработке FCAS. Тем не менее, Германия утверждает, что F-35 необходимы для обеспечения ее дальнейшей роли в ядерном обмене НАТО, что сейчас еще более актуально из-за продолжающейся войны на Украине.

Различные стратегические перспективы также сыграли свою роль в остановке проекта FCAS. Франции требуются возможности для проецирования силы из-за ее интересов в Северной Африке и странах Африки к югу от Сахары и на Ближнем Востоке, а также для поддержания ядерного сдерживания. С другой стороны, Германия имеет пацифистскую политическую ориентацию, и ее позиция по противовоздушной обороне делает упор на противовоздушные возможности, а не на дальние удары, наряду с ее противоречивым соглашением о совместном использовании ядерного оружия с НАТО.

Проблемы разделения труда преследовали проект FCAS, поскольку французские аэрокосмические фирмы Dassault и Airbus расходятся во мнениях по поводу программного обеспечения для управления полетом FCAS. Dassault настаивает на том, чтобы программное обеспечение FCAS было общим для всех участников проекта, в то время как Airbus настаивает на том, чтобы его программное обеспечение использовалось в проекте. Партнеры FCAS Германия и Испания, вероятно, будут настаивать на полном доступе к технологиям. Тем не менее, Airbus поставляет летное программное обеспечение для Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon и вряд ли уступит какое-либо преимущество в этой области. Такие разногласия привели к тому, что Франция и Германия отложили замену своих Dassault Rafales и Eurofighters на FCAS, как первоначально планировалось, с 2040 по 2050 год. Конфликтующие национальные интересы между Францией и Германией также могли продиктовать очевидный переход первой с проблемных FCAS на гиперзвуковой истребитель Espadon.

Доминик Фогель отмечает в отчете Stiftung Wissenschaft und Politik (SWP) за январь 2021 года, что требования Франции к односторонним военным действиям контрастируют с предпочтением Германии многосторонних структур и затрудняют направление программы FCAS. Фогель также отмечает, что Франция и Германия скрывают друг от друга определенные ключевые технологии, при этом Франция делает упор на промышленную стратегическую автономию, а Германия делает упор на сохранение контроля над своими критически важными военными технологиями. Он также говорит, что Франция рассматривает FCAS как преемника Rafale в части воздушного базирования своего ядерного арсенала, поскольку рассматривает ядерное сдерживание как важнейший компонент своего суверенитета.

Проект истребителя FCAS шестого поколения был разработан, чтобы в конечном итоге заменить нынешние Rafale и Eurofighters с 2040 года. Это требование, по словам Фогеля, требует, чтобы FCAS была способна нести крылатую ракету ASMP с ядерной боеголовкой и иметь возможность действовать с авианосцев.

Фогель также отмечает косвенную связь между FCAS и предполагаемой ядерной ролью Германии, поскольку последняя уже участвует в программе совместного использования ядерного оружия НАТО. Он говорит, что, с точки зрения Германии, FCAS должен иметь возможность использовать ядерное оружие США и Франции, а Франция вряд ли одобрит это, учитывая решающую роль самолетов в поддержании своей стратегической автономии. Следовательно, Франция может рассматривать программу Espadon как новый старт в разработке истребителя шестого поколения как элемента своего ядерного арсенала.

ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА