Есть результат. Состоялся перезапуск важнейшего проекта

Есть результат. Состоялся перезапуск важнейшего проекта

В 2020 году тогда ещё новое правительство запустило отличный инвестиционный механизм под названием СЗПК (Соглашение о защите и поощрении капиталовложений). Инициатором скорейшего запуска стал первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Если кратко, то СЗПК гарантирует предприятию, реализующему инвестиционный проект на определенную сумму, неизменность налоговых условий на срок от 6 до 20 лет (в зависимости от объема инвестиций), а также компенсацию 50% затрат на создаваемую сопутствующую инфраструктуру и 100% затрат на создаваемую гражданскую инфраструктуру. Последнее осуществляется за счет тех налогов, которые начинает генерировать предприятие после своего запуска.

Также отмечу, что механизм СЗПК обсуждался в правительстве до 2020 года несколько лет подряд. Однако до практической реализации его довел только Белоусов. И с самого начала инструмент оказался более чем востребованным и эффективным. Уже в 2020 году было заключено 9 первых СЗПК на общую сумму в 135,7 млрд рублей инвестиций. До апреля 2021 года — уже 36 соглашений с объемом инвестиций в 1,3 трлн рублей. А до 2024 года включительно предполагалось заключить СЗПК на общую сумму в 14 (!) трлн рублей

Но что-то пошло не так

Это «что-то» — российская бюрократия, которая тормозит, а, иногда, срывает множество отличных проектов. Идут постоянные пересогласования, перерасчеты и прочее. Разумеется, всем этим необходимо заниматься, однако когда подобные процессы доходят до абсурда — ничего хорошего в этом нет. В большинстве случаев различные министерства и ведомства просто боятся брать на себя ответственность, не будучи уверенными в результате того или иного решения. Но гарантированный результат бывает только в ОФЗ. Новые проекты — всегда небольшой риск. Однако срываются они как правило не из-за неверных расчетов, а из-за торможения их реализации. С СЗПК получилось ровно такая история.

Как я уже написал выше, с самого начала механизм зарекомендовал себя эффективно. Однако с апреля 2021 года СЗПК перестали заключать. В чём причина? Спросите господина Решетникова, который попросту не справился с созданием механизма информационной системы, которая позволила бы заключать СЗПК в автоматическом режиме.

В общем, прежде, чем СЗПК вновь стали активно заключаться, было потеряно полтора года. За это время в правительстве доработали механизм, внесли новые пункты и адаптировали его под региональные нужды. Впрочем, тем же самым можно было заниматься и без паузы. Однако с конца прошлого года механизм заработал вновь.

И результат не заставил себя ждать. За несколько месяцев было подписано 27 новых соглашений, а общий объем инвестиций вырос с 1,3 до 3 трлн рублей, из которых 929 млрд уже вложено в экономику.

После перезапуска СЗПК наметилась следующая тенденция. Так, произошло «укрупнение» инвестиций. Их средний объем по одному соглашению вырос на 21%. Данный факт можно расценивать нейтрально, как простую данность.

Однако из минусов можно отметить, что пока не набрал популярность механизм региональных СЗПК, по которым предприятия могут заключать инвестиционное соглашение непосредственно с субъектом. Лимит по вложениям здесь 1 млрд рублей (по федеральным — от 5 млрд за исключением некоторых отраслей). Региональных СЗПК заключено только 3 единицы.

В целом мы видим, что после паузы интерес к СЗПК сохранился на том же уровне, что и в 2020 — начале 2021 гг. И результат мог быть еще лучше, если бы не полугодовое торможение от Решетникова. Но сейчас механизм вновь работает и вносит свой вклад в развитие русской экономики.