Эстония своей политикой лишила себя российского транзита и, возможно, потеряла его навсегда
В этом году Эстонию с официальным визитом должен был посетить президент России Владимир Путин. И все вроде бы было готово и эстонцы готовились решить с российским президентом несколько очень выгодных экономических проектов, но все испортили откровенно антироссийские высказывания высших эстонских чиновников.
К 2019 году Эстония накопила уйму экономических проблем. Кроме объективных кризисных явлений, которые влияли на мировую экономику, Эстония страдала и от собственной «глупости» — страна поддержала антироссийские санкции и, как следствие, нарвалась на российское эмбарго.
Эстонские товары оказались в России персонами нон-грата. Лишившись огромного и едва ли не единственного рынка сбыта для своей продукции, в Эстонии начали массово разоряться фермеры и мелкие предприятия.
Спасала республику лишь материальная помощь Евросоюза, но она не может продолжаться вечно – Эстонии необходимо было возвращать российский транзит, потерянный после введения санкций.
С этой целью президент Эстонии Керсти Кальюлайд и отправлялась в 2019 году в Москву. Тогда договориться не удалось, но разговор хотели продолжить в 2021 году.
Для этого эстонцы приготовили несколько выгодных предложений в транспортной сфере. Тут вам и выгодные условия транзита, и проект по электрификации участка железной дороги от границы России до Таллинна, и еще много чего.
Москва взяла паузу и дала понять Эстонии, что будет смотреть на политику, какую проводит эта страна.
Эстонию подвела ее самоуверенность – они поддержали нападки Литвы на Белоруссию и начали требовать санкций по «делу Навального». Плюс ко всему некоторые эстонские официальные лиц допустили ряд неприятных заявлений в адрес России.
Последней каплей стало высказывание Кальюлайд о том, что в России ущемляются права финно-угорских народов. Кстати, на съезд финно-угорских народов Эстония и приглашала Путина.
Естественно, что после такого ни о каком визите Путина не могло быть и речи. Рассыпались и все эстонские проекты и главный из них – восстановление грузооборота Таллиннского порта.
Еще 15 лет назад через порт Таллинна проходило более 41 млн. тонн грузов, но как только ушли российские грузы, грузооборот упал до 20 млн. тонн. Этого количества порту не хватает даже для того, чтобы обеспечивать себя всем необходимым и приходится просить помощи у правительства Эстонии.
В этом году оборот порта сократился еще на 10 %, а прибыль сократилась почти на треть. Самой Эстонии свой порт не поднять с колен, только с помощью России.
Но зачем это делать России, когда в 120 км от Таллинна есть порт Усть-Луга. Который без проблем ежегодно переваливает 100 млн. тонн грузов. И это еще в условиях, когда не все терминалы этого транспортного узла вышли на проектную мощность. Когда это произойдет Усть-Луга будет переваливать более 180 млн. т, а это больше чем все порты Литвы, Латвии и Эстонии вместе взятые.
Уже сегодня ясно, что руководство Эстонии своими высказываниями похоронило все надежды на восстановление своего морского порта и своей экономики в целом. У России нет никакого желания помогать своей соседке ни по экономическим, ни по политическим причинам. Эстония осталась одна.