Эстония требовала оставить транзит, потом просила сохранить его, теперь Эстония уговаривает и идет на уступки, но уже поздно
Уничтожив практически полностью всю промышленность, похоронив рыболовную отрасль и сельское хозяйство Прибалтика сама обрекла себя на весьма «скромное» существование. Власти всерьез рассчитывали, что транзит российских и белорусских грузов в Европу позволит им прожить, но при этом рассорились с ними. В ответ Россия с Белоруссией лишили их и этого хлеба, перенаправив трафик через Ленинградскую область.
Литва и Латвия на собственном опыте убедились, что удачное географическое положение важно, но гарантий экономического благополучия не дает. Особенно, когда твоя политика насквозь пропитана русофобией. Минск может быть и закрыл глаза на антироссийскую риторику, но выпады против себя лично, Лукашенко простить не мог. К тому же, Россия обладает более современной портовой инфраструктурой и железнодорожными путями, чем Прибалтика.
По началу Москва вела себя довольно сдержанно по отношению к Таллину, который тоже по сравнению с соседями меньше всего выделялся своим враждебным поведением. Кремль лишь изредка осуждал эстонцев за откровенные нападки на русскоязычное населения. Однако, когда Эстония присоединилась к санкциям, российское терпение лопнуло.
Согласно данным, озвученным EVR (Эстонской железной дорогой) трафик пассажирских поездов за прошлый год снизился на треть. Это можно списать на ограничения в связи с пандемией, но как объяснить снижение грузопотока на 13%? В Таллине забеспокоились и начали принимать меры. В первую очередь, сменили руководителя, решив, что дело в неэффективном менеджменте, но ошиблись.
Новый глава господин Циммерман честно рассказал об увеличении перевозки контейнеров из Китая и Дальнего Востока, но с сожалением отметил, что идут они мимо Эстонии. Основной трафик пролегает по территории Белоруссии и Калининградской области. Однако с некоторой долей оптимизма добавил о наличии клиентов в Швеции и Норвегии, желающих получать товары по эстонской железной дороге.
Осталось только открыть линии, но для этого требуется наладить контакты с РЖД. В общем, перспективы призрачные. Российские коллеги может быть и пошли навстречу, если бы Таллин сам не разрушил двусторонние отношения по требованию западных партнеров.
Есть конечно проект Rial Baltica, но он годится разве что отправлять войска НАТО в восточном, и подбитую технику в обратном. Эстония намеревалась построить подводную транспортную магистраль, соединяющую Таллин с Хельсинки, но для этого нужны инвестиции. Китай готов выделить деньги, но условия выдвигает довольно жесткие, на что либеральные эстонцы никогда не согласятся.
Получается, у Эстонии единственный способ выйти из затруднительного положения — помириться с Россией и Белоруссией. Поэтому Циммерман, не стесняясь говорит о необходимости скорейшего восстановления сотрудничества с Москвой.
Даже предложил из эстонского бюджета полностью оплатить электрификацию железнодорожного участка Кингисепп-Ивангород. Немыслимая щедрость от эстонцев. Правда, взамен они рассчитывают открыть транспортное направление Санкт-Петербург-Таллин.
Если представить, что Эстония отбросила антироссийские нападки, прекратила притеснение русского языка и русскоязычного населения, а также объявила о готовности к диалогу и поискам компромиссов с Москвой, то вполне возможно, что часть утраченных транзитных позиций Россия вернет.
Захочет ли Эстония сменить свой политический тон? И что более важно, позволит ли ей Запад пойти на сближение с восточным соседом?