Эталонный просчёт Минфина. Всё разыграно как по нотам

Эталонный просчёт Минфина. Всё разыграно как по нотам

Для того, чтобы привести примеры провала работы Министерства финансов, особо задумываться не стоит. Сходу их можно назвать огромное количество.

Однако то, что сделало ведомство Силуанова с ситуация на рынке нефтепродуктов является, пожалуй, эталонным примером некомпетентности сотрудников Министерства финансов. И здесь даже вопросы, в первую очередь, не столько к Силуанову (хотя с него ответственность никто не снимает). Главный виновник провала проекта, о котором речь пойдет ниже, заместитель Министра финансов Алексей Сазанов.

Говорят, Алексей Сазанов является одним из главных разработчиков пенсионной профанации реформы. Подтвердить или опровергнуть этот факт мы не можем. Речь сейчас пойдет о другом.

Алексей Сазанов является автором так называемого налогового маневра в нефтяной отрасли, который запустился с 2019 года. Его суть заключается в том, что в 2019-2024 годах происходит постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Взамен правительство повышает НДПИ.

Однако логично, что в результате этого действия цены на ГСМ на внутреннем рынке пойдут вверх. Для купирования этой проблемы Сазанов придумал так называемый демпфер или же обратный акциз. Тем НПЗ, которые продают топливо на внутренней рынок, правительство компенсирует разницу между экспортной и индикативной ценой. Точнее, ее часть.

Возникает логичный вопрос: а зачем Минфин придумал все это дело? Неужели предыдущий механизм экспортных пошлин работал плохо? Подробного разъяснения на него мы так и не получили. Да и различные эксперты не могли однозначно ответить, повторяя что-то вроде «так происходит во всем мире». Единственное разумное объяснение — в результате налогового маневра Министерство финансов рассчитывало собрать больше налогов с компаний нефтяной отрасли. В этом контексте желание Минфина становится несколько понятным.

Однако что произошло в результате? Сейчас, в начале 2022 года, мы уже можем сделать выводы. Нам не составило труда посчитать цифры:

Эталонный просчёт Минфина. Всё разыграно как по нотам

Как видим, первые сбои налоговый маневр и придуманный к нему демпфер дали уже в 2019 году. При снижении рублевой цены Urals на 6,6%, суммарный доход нефтянки (НДПИ плюс экспортная пошлина минус демпфер) снизился на 12,8%. При этом добыча составила даже чуть больше, чем в 2018 году.

Кризисный 2020 год не берем. Смотрим на 2021 год, когда цена на нефть восстановилась и, учитывая возросший курс доллара, даже превысила в рублевом выражении показатели 2018 года. При снижении объемов добычи на 5,7%, доходы федерального бюджета с учетом выросшей компенсации по демпферу упали на 9,5%. И это мы еще не учитываем инфляцию, ведь 7,4 трлн рублей в 2018 году — это в реальном выражении больше, чем в 2021 году. С учетом инфляции цифры выглядят еще более провальными.

Подобное происходит потому, что изначально разработанный Сазановым механизм оказался нежизнеспособным. Первоначальная формула обратного акциза не в состоянии сдержать внутренние цены на топливо. Поэтому государству приходится постоянно увеличивать общую сумму обратного акциза и демпфер в сторону увеличения.

Вот и сейчас правительство вновь скорректировало демпфер. В СМИ пишется о 651 млрд рублей в ближайшие три года (2022-2024). Судя по всему, это дополнительные средства, которые будут направлены НПЗ для сдерживания внутренних цен.

Исходя из всего этого следует, что налоговый маневр в нефтяной отрасли не только не поспособствовал росту нефтяных доходов бюджета, но и, наоборот, сократил их в реальном выражении. А если учитывать тот факт, что период высоких цен на нефть — это надолго, то правительство и дальше будет постоянно увеличивать отчисления для нефтянников. Следовательно, бюджет продолжит недополучать доходы.

А всего лишь Минфину надо было не вмешиваться в том, что и так прекрасно работало.

Константин Двинский