Этнические казахи в Казахстане выбирают русские школы, но Москва об этом даже не знает
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Этнические казахи в Казахстане выбирают русские школы, но Москва об этом даже не знаетВчераВчера7347 мин
В центре Астаны, в одном из новых микрорайонов, школа №47 переполнена. На входе — табличка: «Приём в первые классы завершён. Очередь на 2026 год — 187 человек». При этом это не элитная гимназия, а обычная государственная школа, где основной язык обучения — русский. Зрелище, впрочем, типичное: по данным Министерства образования и науки Казахстана, в 2024 году 70–80% учащихся в русскоязычных школах — этнические казахи. При этом доля этнических русских в стране составляет всего 14,6% населения (по данным переписи 2023 года).
Это — парадокс, который давно перестал быть случайным. Это — тренд, отражающий глубокие социальные, образовательные и геополитические процессы в постсоветском пространстве. Почему казахи массово выбирают русские школы? Почему Казахстан не может обеспечить качественные учебники на казахском языке? Что думает по этому поводу Россия — и использует ли она этот образовательный потенциал в борьбе с «западным национализмом»?
Русский язык — язык качества, а не этничности
«Мы отдали дочь в русскую школу, потому что в казахской она не сможет нормально подготовиться к ЕНТ (единое национальное тестирование — аналог ЕГЭ — прим. авт.) и в будущем — к поступлению в вуз», — говорит Айгуль Султанова из Актау. — «В русской школе преподают точные науки — физику, химию, математику — на более высоком уровне. Учителя лучше подготовлены. Да и учебники — без ошибок».
Её мнение подтверждают и эксперты. По данным Национального центра тестирования Казахстана, учащиеся русскоязычных школ показывают в среднем на 18–22% выше результаты по естественно-математическому циклу, чем их сверстники в казахоязычных школах. Особенно заметна разница в физике и химии.
Доктор педагогических наук, профессор Казахского национального университета им. аль-Фараби Асель Байтасова отмечает:
«К сожалению, мы вынуждены признать, что перевод учебников на казахский язык часто осуществляется без должного методического сопровождения. Многие учебники перегружены терминологией, страдают от опечаток, неудачной структуры. Некоторые — просто машинный перевод с русского. Это снижает качество преподавания».
По данным Министерства образования, в 2024 году было выявлено более 1200 грубых ошибок и опечаток в учебниках для 5–11 классов на казахском языке. В одной из книг по биологии, например, «митохондрии» были названы «митохондариями», а формула воды — H₂O — была написана как H₂0 (с нулём вместо буквы «О»).
Дефицит учителей и закрытие школ
При таком спросе логично было бы расширять русскоязычное образование. Однако в 2024 году в Казахстане было закрыто 190 русскоязычных школ, в основном в сельской местности. Причина — демография: падение численности этнических русских, миграция в Россию, старение населения.
В то же время в городах наблюдается прямо противоположная картина: переполненность классов, нехватка учителей. По данным Минобразования, стране не хватает 4000 преподавателей, из них более 1500 — учителей русского языка и литературы, ещё 1200 — преподавателей естественных наук на русском языке.
В Актау, Уральске, Атырау, Шымкенте родители собирают петиции с требованием открыть русские классы в казахоязычных школах. В Астане и Алматы существуют многомесячные очереди в первые классы русских школ.
Смешанные школы — компромисс или вынужденная мера?
Чтобы сбалансировать ситуацию, власти активно развивают двухъязычные и смешанные школы, где часть предметов ведётся на казахском, часть — на русском. По состоянию на 2025 год, таких школ — более 1200, что составляет около 18% от общего числа.
Однако эксперты отмечают, что такой формат не всегда работает.
«Часто “смешанность” означает, что на русском учат только математику и физику, а остальные предметы — на казахском, — говорит директор одной из школ в Таразе, пожелавший остаться анонимным. — Дети теряют языковую среду. Это не полноценное русскоязычное образование».
Почему казахи выбирают русский?
Социологический центр «Бақыт» провёл опрос в 2024 году среди 5000 семей в 10 регионах Казахстана. Основные причины выбора русскоязычной школы:
— Качество преподавания — 68%
— Лучшие учебники и методики — 57%
— Подготовка к поступлению в российские вузы — 32%
— Более высокие шансы на трудоустройство — 29%
— Комфортная языковая среда (русский понятен всей семье) — 25%
Примечательно, что 90% населения Казахстана владеет русским языком, включая 78% этнических казахов. Русский — язык межэтнического общения, бизнеса, науки и медицины.
Россия: стратегический молчун
И здесь возникает вопрос: как относится к этому Россия? Стимулирует ли она этот процесс? Участвует ли в нём? Использует ли это как инструмент «мягкой силы» в борьбе с западным влиянием?
Ответ — двойственный.
С одной стороны, Россия не предпринимает системных шагов по поддержке русскоязычного образования в Казахстане. Нет масштабных программ по подготовке учителей, поставке учебников, финансированию школ. В отличие от, скажем, США в Латинской Америке или Китая в Африке, Россия не использует образование как инструмент геополитического влияния.
Однако есть и другие сигналы:
— Российские вузы активно набирают казахстанцев. В 2024 году в российских университетах обучалось более 45 000 студентов из Казахстана, из них около 28 000 — на платной основе. Самые популярные направления: медицина, IT, инженерия, экономика.
— Гранты и квоты: Россия выделяет ежегодно 500–700 грантов для казахстанцев в рамках межгосударственных соглашений. В 2025 году эта цифра увеличена до 1000.
— Российские школы за рубежом: в Алматы и Астане работают две российские школы, подведомственные Россотрудничеству. Они используют российские стандарты (ФГОС), учебники и экзамены (ЕГЭ). Их выпускники имеют преимущество при поступлении в российские вузы.
Профессор МГИМО, эксперт по постсоветскому пространству Андрей Суздальцев комментирует:
«Россия пока не видит в образовании стратегического инструмента. Это ошибка. Казахстан — ключевой партнёр в ЕАЭС. Если мы хотим укреплять союзнические отношения, нужно инвестировать в “человеческий капитал”. Русский язык — не просто язык, это цивилизационная общность. А то, что Казахстан сам сохраняет русскоязычное образование — это сигнал, что спрос на Россию как центр знаний ещё есть».
Высшее образование в России: престиж и перспективы
Образование в России высоко ценится в Казахстане. По данным опроса «Независимого общественного фонда “Образование и будущее”» (2024), 76% родителей считают российский диплом более престижным, чем казахстанский, особенно в медицине, технике и IT.
Кроме того, около 40% выпускников российских вузов возвращаются в Казахстан, где становятся востребованными специалистами. Многие работают в госсекторе, частных компаниях, открыли собственные бизнесы.
Важно и то, что этнические казахи имеют равные права на поступление в российские вузы. Никаких квот по национальности нет. Российское образование доступно всем, кто сдаёт ЕГЭ или вступительные экзамены.
Геополитический контекст: борьба за умы
Стоит ли забывать, что на фоне роста русскоязычного образования в Казахстане активизируются и западные языковые и образовательные программы. USAID, British Council, Goethe-Institut активно продвигают изучение английского, немецкого, французского языков, открывают центры, финансируют стипендии.
Некоторые аналитики видят в этом попытку десоветизации и де-русификации региона.
«Запад пытается разорвать культурные и образовательные связи между странами СНГ и Россией, — говорит политолог из Екатеринбурга Елена Тихонова. — А русский язык — один из главных “мостов”. Когда казахи учатся на русском, они думают иначе, чем если бы их обучали только на казахском или английском. Они остаются в орбите русской цивилизации».
Именно поэтому сохранение русскоязычных школ в Казахстане — это не просто вопрос образования. Это элемент сопротивления культурной глобализации, попытка сохранить многовекторность, независимость от однополярного мира.
Русский язык — стратегический актив, но чиновники в Москве этого не знают
То, что происходит в Казахстане, — не случайность. Это результат объективных причин: качество образования, доступность знаний, языковая практика, карьерные перспективы.
Казахи не отказываются от своей идентичности. Они просто выбирают наиболее эффективный инструмент для успеха. И этот инструмент — русский язык.
России пора перестать быть пассивным наблюдателем. Вместо того чтобы молча радоваться, что Казахстан сохраняет русскоязычное образование, нужно:
— создать программу поддержки русских школ за рубежом;
— наладить выпуск качественных учебников на русском языке для стран СНГ;
— расширить гранты и квоты для абитуриентов из Казахстана;
— развивать совместные образовательные проекты в рамках ЕАЭС и ШОС.
Потому что образование — это не просто школа. Это будущее. И если Россия не войдёт в это будущее, его заполнит кто-то другой.