«Это будет шок»: что ждёт россиян сразу после выборов 17 марта
В ходе своего недавнего Послания Федеральному Собранию президент России Владимир Путин озвучил большое количество самых разнообразных новостей и высказал ряд очень важных соображений по поводу дальнейшего развития нашей страны. Среди прочих заявлений главы государства, было его замечание о том, что в нашем обществе возникла потребность в создании гораздо более справедливой системы налогообложения, в частности, для людей с большими заработками и накоплениями и успешных и богатых компаний. Более того, президент сделал отдельный акцент на том, что его тезис в большей степени относится к тем предпринимателям, которые сформировал основу своего финансового благополучия в 90-е годы, то есть наших, так называемых, олигархов. При этом, Путин в их отношении выразился с достаточно пролетарской прямотой, отметив, что именно данная категория бизнесменов в то время «набила себе карман» и поэтому именно бенефициары слабости власти и неразвитости государственных институтов того периода нашей истории, должны сегодня взвались на себя основное налоговое бремя. Иными словами, если переводить с официального языка Послания президента на разговорный, то речь идёт о введении в России прогрессивной шкалы налогообложения. Такой подход подразумевает начисление величины налога в зависимости от размера дохода человека или компании в год. Чем выше заработок или прибыль — тем больше процентная налоговая ставка.
И здесь нужно сказать, что пресловутые и каноничные 13% подоходного налога с прибыли в России долгие годы являлись одним из символов ранней «путинской эпохи» в самом широком смысле этого слова. Всё дело в том, что Путин вступил в должность президента страны в начале нулевых годов в процессе реализации в России огромного количества самых разнообразных реформ, запущенных ещё осенью 1998 с целью оздоровления нашей экономики и восстановления экономического роста после недавнего августовского дефолта. Так вот, одной из главных проблем всех 90-х годов для власти был как раз-таки плохой сбор налогов. Люди путались в разных ставках и делали всё, чтобы ни в коем случае в этом не разбираться, предпочитая просто уходить от уплаты налоговых сборов в тень. И одним из основных достижений правительства начала нулевых годов все и всегда называли именно приход к одной единственной ставке налога на прибыль в размере всё те же упомянутых 13%. По сути, эта величина оставалась неизменной и непоколебимой в течение 20 лет, пока в 2020 году российское руководство не объявило о том, что оно решило поднять ставку НДФЛ до 15% для обладателей банковских вкладов, годовые дивиденды с которых превышают пять миллионов рублей. Фактически, это был первый шаг за всё время правления Путина, когда размер подоходного налога в России был изменён пусть и для узкой сферы и для очень редких случаев. Россиян с такими депозитами совсем немного.
Однако, прецедент есть прецедент. В таких случаях не столько важны детали, как сам факт того, что пример уже подан. Как говорил один известный литературный персонаж — лёд тронулся. И вот теперь, когда в условиях усугубления санкционного давления всего коллективного Запада на Россию, государство вынуждено справляться с этим внешним кризисом, властям необходимо думать над тем, откуда брать дополнительные деньги и где найти новый источник пополнения казны. И переход к прогрессивной шкале налогообложения с изменением практически нетронутых с нулевых годов 13% НДФЛ — это один из способов решить эту проблему. Вместе с тем, несмотря на то, что сама идея рассмотреть этот вопрос подробнее прозвучала непосредственно от самого Путина во время его Послания, во-первых, он не называл никаких конкретных сроков и никаких конкретных параметров, то есть по сути он не стал самостоятельно озвучивать какие-либо предложения в этой сфере, а, во-вторых, он отметил, что все подробные детали и все варианты того, как изменение системы сбора налогов может выглядеть на практике, он поручил лично главе российского Минфина Антону Силуанову. Министр профильного ведомства уже заявил о том, что у него уже готов ряд законодательных инициатив по дифференциации налогообложения и что все они будут проработаны уже скоро. Единственное, что можно сказать наверняка — это то, что их не будут озвучивать до 17 марта.
До проведения и окончания в России предстоящих президентских выборов, о поручении Путина Минфину в части модернизации налоговой системы все временно забудут. И уже только после того, как голосование состоится и станет понятно, что основной кандидат получил огромную поддержку населения, сразу же после этого работа в части изменения схемы сбора налогов в России резко интенсифицируется. Зная, как быстро, если это им сильно нужно, наши чиновники могут предлагать свои идеи и реализовывать их на практике, можно легко допустить такой вариант развития событий, при котором прогрессивная шкала налогообложения в России заработает уж если и не весной этого года, то уж к лету с достаточно большой долей вероятности. Кроме этого, даже если немного абстрагироваться от темы налогов и посмотреть на всю ситуацию шире, то станет понятно, что если государстве вообще в принципе начало думать в направлении пополнения своей казны, то, значит, у него повысилась в этом потребность. А это в свою очередь означает, что изменения в налогах, в частности, их повышения для некоторых категорий граждан — это лишь один из инструментов увеличения доходов бюджета. Иными словами, после выборов 17 марта власти могут начать использовать и иные методы пополнения «кубышки». В частности, в России достаточно много, так называемых, «скрытых налогов» или акцизов, повышение которых стараются не связывать напрямую с подорожанием конкретных потребительских товаров, например, бензина, а позиционируют это как просто некую абстрактную и неизбежную фискальную меру, но в любом случае все эти изменения в конечном счёте отражаются в чеках миллионов самых обычных граждан, то есть влияют на наш с вами кошелёк.
Так что, если власти решат идти по самому простому пути и экстраполируют уже упомянутый повышенный до 15% в год налог на сверхдоходы от банковских депозитов, и распространят эту меру на доходы вообще, то это будет шок для миллионов россиян. Те, кто сейчас зарабатывают очень большие деньги, платят ровно те же самые 13% налога со своих годовых доходов, как и все те, кто, получает среднюю зарплату по стране. Поэтому изменение этого параметра для богатых естественным образом повергнет их в самый настоящий шок. В этот момент они поймут, что они больше не могут оставаться в стороне от проблем и потребностей государства. Если долгие годы до этого — фактически все предыдущие 24 года, все наши олигархи и просто очень богатые люди старательно делали вид, что они ничего никому не должны и что они не обязаны как-либо делиться своими сверхдоходами со всеми остальными гражданами или даже с государством, то наш президент в своём обращении к представителям правящей элиты прямо намекнул и подал чёткий сигнал о том, что это время проходит. Богатым пора помогать стране. Ровно в том же Послании Путин также заявил о том, что всем крупнейшим российским бизнесменам пришла пора вкладывать свои деньги исключительно в Россию и перестать разбрасывать их по всему миру, ибо только в нашей стране их капиталы будут защищены от произвола западной судебной системы. Так что вектор государства ясен и понятен. Путин задал его открыто и дал понять, что ждёт россиян после выборов 17 марта. Пребывать в шоке от дальнейших решений власти будут те, кто уж совсем не умеет анализировать ситуацию и считывать посылаемые властью сигналы.
«В случае слома старой налоговой системы с 13% НФДЛ и появления широкой прогрессивной шкалы сбора налогов — это будет шок для миллионов состоятельных граждан», — отмечают эксперты.
С другой стороны, если наше государство действительно намерено изменить схему сбора налогов, то, возможно, данная реформа наконец-то приведёт к тому, что с тех, кто зарабатывает мало или даже немного, скажем, до 50 тысяч рублей в месяц, сбор НДФЛ будет отменён вовсе. Подобные предложения уже достаточно много раз выдвигали представители ряда политических партий в Госдуме. Депутаты, выдвигающие подобные инициативы, отмечают, что из-за существования в России единого размера налога на прибыль со всех граждан, имеет место социальная несправедливость, когда люди платят один и тот же процент налога, при это имея совершенно несопоставимые друг с другом доходы в их абсолютно исчислении. Так что, если налоговая реформа будет проходить именно в этом ключе, когда основную часть налогового бремени перекинут именно на наиболее состоятельный класс россиян, а с тех, кто живёт от зарплаты до зарплаты вообще снимут эту нагрузку, народ, конечно же, воспримет подобные изменения на ура. И тогда уже будут приятно шокированы миллионы самых обычных граждан, которые как раз-таки и довольствуются своим достаточно скромным и сдержанным ежемесячным заработком. Как знать, возможно, наш президент имел ввиду именно такой подход и именно такое распределение налоговой нагрузки. Теперь всё дело за Минфином. Во многом, именно от того, какие именно варианты смены налоговой парадигмы ему предложит профильное министерство, и будет зависеть то, в какое русло потечёт вся запланированная модернизация в данной сфере.