Это даже хуже, чем замерзнуть. Что ожидает Европу, если не будет запущен Северный Поток-2
А на домохозяйства, отопление и кондиционирование, расходуется доля газа, которая выделена зеленым цветом. Это чуть меньше половины. К тому же отопление работает зимой, а кондиционеры — летом. А заводы — круглый год. Отсюда вывод — наш газ в основном потребляют заводы.
Т.е. даже оставшись без газа, европейцы могут перейти на другие виды топлива — пеллеты, уголь, солярку, древесные опилки или электричество. Но и без газа они не останутся. Достаточно предложить цену чуть выше, чем в Азии, и американские танкеры с СПГ тут же изменят свой курс.
Европейцы могут позволить себе переплатить. Это видно из структуры их ежемесячных расходов, которые приводит немецкий портал DW.COM:
Достаточно немного сэкономить на ресторанах или культурном отдыхе и перераспределить эти расходы на услуги ЖКХ. Если и этого не хватит, пересесть с Мерседеса на метро или велосипед. К тому же, в эту таблицу не включены проценты по кредитам и сбережения на черный день.
Т.е. пространство для маневра и оплаты повышенных счетов за газ у европейцев, если вдруг что, имеются. Так что не замерзнут. Но что тогда может ожидать европейцев похуже, чем большие счета за отопление?
СП-2 на самом деле нужен промышленности
Как было видно из таблиц выше, в промышленно развитых странах Европы, таких, как например Германия, газ в основном расходуется не на отопление, а на работу промышленных предприятий. Каждому заводу нужно очень много энергии для производства готовых товаров.
Европа покупает газ у России в основном для работы предприятий. А просто для отопления вполне хватило бы ветряков, угля, пеллетов и т.п.
Но в отличие от рядовых европейцев, бизнес не может себе позволить просто взять и переплатить за наш газ любую цену. Предприятиям нужен именно дешевый газ, а не просто газ по любым ценам. Потому что его цена входит в себестоимость готовой продукции. А на рынке конкуренция.
Потребитель покупает тот товар, который при прочих равных стоит дешевле. Поэтому Европа так «подсела» на наш газ. Он был дешевым и позволял производить товары по более менее вменяемым ценам.
Отсюда и возникло желание Германии построить совместно с Россией проект Северный Поток-2, потому что это сделало бы газ еще дешевле, т.к. отпала бы необходимость платить украинцам миллиарды в год за транзит.
И все проблемы и преграды со строительством и вводом в эксплуатацию СП-2 тоже легко объяснимы. Если раньше это было связано с желанием США продавать в Европу свой СПГ вместо нашего российского газа, то теперь это уже переросло в конкуренцию производителей продукции.
Если, к примеру, немецкие автомобили станут стоить очень дорого из-за проблем с запуском СП-2, то вполне возможно, что потребитель пойдет и купит вместо немецкого Мерседеса американскую Теслу. Ну или хотя бы менее дорогие Форд и Шевроле. У американцев-то с газом все отлично.
И самим хватает и еще в Азию продают. А в Европе после новостей о приостановке сертификации СП-2 цены на газ снова взлетели, на 11%, до 1042 доллара за тысячу кубов. Можно догадаться, кто «постарался».
Почему тогда Россия так борется за СП-2?
С одной стороны, не только американцам, но и нам было бы неплохо, если европейская промышленность «загнется» от высоких цен на газ. Потому что это даст стимул к развитию отечественной — у нас-то газа много.
Но проблема в том, что для того, чтобы построить свои предприятия взамен европейских, нам нужно очень много денег. Например, строительство Амурского ГПЗ обошлось более чем в 1 трлн. рублей.
А нам подобных предприятий нужно построить десятки. И даже скорее сотни. А где еще взять на них денег, кроме как продавая сырье на экспорт? Поэтому руководство РФ так борется за запуск СП-2 — на вырученные деньги от запуска этого проекта можно построить свои предприятия.
Но и без запуска СП-2 мы как-нибудь справимся, т.к. пока он не запущен, в Европе из-за этого высокая цена на газ. Так что не объемами, так ценой мы своего добьемся. А вот европейцы, если не наберутся политической воли противостоять США, то утратят производства и окажутся вынуждены ездить вахтовым методом на заработки в Россию, причем не на заводы.
Т.к. мы строим их для себя. А им сфера обслуживания — собирать клубнику, мыть туалеты и что-то еще в этом духе. Украинцы, уже утратившие свою промышленность, думаю, могут расширить список подобных профессий. Вот именно об этом в Европе боятся не то что говорить, а даже и думать.