«Европлан»: лизинг в беде
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>"Европлан": лизинг в бедеСегодняСегодня5342 мин
Компания "Европлан" представила отчет за первый квартал. Результаты получились ожидаемо негативными. Впрочем, это следствие высокой ключевой ставки, которая уже привела к полномасштабному кризису в ряде отраслей. Автолизинг и в целом автомобильный рынок являются здесь одними из главных пострадавших. Итак, показатели "Европлана":
▪ Объем лизингового портфеля: 227,5 млрд (-11% г/г)
▪ Новый бизнес: 21,7 млрд (-61% г/г)
▪ Количество сделок: 5814 ед. (-56% г/г)
▪ Чистый процентный доход: 6,3 млрд (+11% г/г)
▪ Чистый непроцентный доход: 3,9 млрд (+22% г/г)
▪ Расходы на персонал/административные: 2,55 млрд (-3% г/г)
▪ Отчисления в резервы: 5,8 млрд (рост в 7,8 раз!)
▪ Чистая прибыль: 1,4 млрд (-68% г/г)
Обвал по чистой прибыли произошел из-за кратно выросших отчислений в резервы. Если год назад туда отправили всего 745 млн рублей, то сейчас – 5,8 млрд. Ведь стоимость риска выросла с 1% до 5,6%. Причем не факт, что это полоток, поскольку высокие ставки никуда не делись и финансовое положение компаний ухудшается (у многих оно на грани). Тем более, "Европлан" работает в основном с малым и средним бизнесом, запас прочности у которого невелик.
Бытует мнение, что "Европлан" станет одним из главных бенефициаров снижения ключевой ставки. Я этого не исключаю, но есть сомнения. Да, на рынке есть огромный отложенный спрос, но даже 15-16% "ключа" – все равно высокая ставка. Приходить в себя рынок будет долго. Скорее, сначала будут восстанавливаться прямые покупки автомобилей. Тем более, если Правительство добавит сюда субсидий.
Также посмотрим на объем нового бизнеса. Сокращение в первом квартале составляет 61%. Это означает снижение будущих процентных доходов. Да, в первом квартале они выросли на 11%, но за счет предыдущих выдач. А вот дальше все уже сложнее. Да и сам "Европлан" прогнозирует, что по итогам года его лизинговый портфель сократится на 14% – с 259,9 млрд до 223,6 млрд рублей.
Сформированные резервы рано или поздно распустят. Но когда именно – непонятно. А значит, прибыль будет находиться под давлением.
Из плюсов можно отметить, что в 2025 году "Европлан" выплатит 10,5 млрд дивидендов. Это даже больше, чем в прошлом году (9 млрд). По текущим данным это 14,6% дд. Менеджмент выполняет свои обещания: при замедлении или остановке бизнеса pay out увеличивается, т.к. смысла наращивать капитал нет.
Но если уж кто-то и хочет взять "Европлан" под снижение ставки, то тогда логичнее отыграть эту историю через SFI. Текущая капитализация "Европлана" составляет сейчас 72 млрд рублей, а SFI – 65,6 млрд (эффективная доля "Европлана" – 63 млрд). Но здесь также идет в придачу 49% ВСК. Страховой бизнес также должен быть бенефициаром снижения ставки.
Впрочем, я в эту историю не захожу. Как и писал ранее, предпочитаю формировать позиции из тех компаний, которые даже из текущего кризиса выйдут более сильными. "Европлан" к таковым не относится, пусть и проходит текущий период уверенно.
Больше материалов на инвестиционном канале "Портфель Двинского". Авторский взгляд на фондовый рынок:
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!