Евросоюз и Украина отомстили Венгрии за дружбу с Россией

Евросоюз и Украина отомстили Венгрии за дружбу с Россией

«Дружба» была построена в 1960-е для доставки советской нефти в Венгрию, Чехословакию, Польшу и ГДР.

Украина перекрыла ветку нефтепровода «Дружба», что ведет в Словакию и Венгрию. Братислава тут, похоже, оказалась случайной жертвой, а главной мишенью был Будапешт. Брюссель и Киев давно высказывали недовольство его пророссийскими настроениями, а тут нашелся формальный повод – Москва из-за санкций не смогла оплатить прокачку нефти через Украину. Будапешт уже предложил выход из ситуации. Но согласятся ли с ним в Киеве и Брюсселе?

Как стало известно во вторник, Украинская государственная компания «Укртранснафта» еще 4 августа перестала прокачивать российскую нефть по южной ветке системы «Дружба». Речь идет о транзитных поставках через Украину в Венгрию, Чехию и Словакию, сообщает РИА «Новости».

«При этом транзит через Белоруссию в направлении Польши и Германии продолжается», – уточнил пресс-секретарь, советник президента «Транснефти» Игорь Демин (эта компания владеет российским участком нефтепровода). Демин напомнил, что украинская компания оказывает услуги на условиях 100 % предоплаты. «Но при осуществлении платежа за транзит по территории Украины денежные средства были возвращены на счет ПАО «Транснефть». «Газпромбанк», обслуживающий платежи, уведомил нас, что платеж возвращен в связи со вступлением регламента Евросоюза, то есть седьмого пакета санкций», – цитирует Демина РИА «Новости».

Таким образом, «Укртранснафта» прекратила транспортировку в связи с отсутствием оплаты. «О том, что деньги не проходят и платеж невозможно осуществить, мы проинформировали Минэнерго России, а также российских грузоотправителей, поставляющих ресурсы в направлении этих трех стран, и «Укртранснафту», – заключил он. Сейчас «Транснефть» прорабатывает альтернативные варианты оплаты услуг за транзит.

После новостей об остановке «Дружбы», мировые цены на нефть, которые до этого слабо увеличивались, ускорили рост почти до 1%. По состоянию на 13.46 мск цена октябрьских фьючерсов на нефть марки Brent выросла на 0,95%, до 97,57 доллара за баррель, сообщил «Прайм».

Вечером во вторник венгерская нефтегазовая компания MOL подтвердила, что поставки нефти остановлены несколько дней назад. Как заявили в компании РИА «Новости», «по нашим сведениям, из-за того, что возникли технические проблемы со стороны банков в связи с оплатой транзита российской стороной».

В MOL добавили: хотя у компании «достаточно резервов на несколько недель, она постоянно работает над решением и инициировала переговоры о взятии на себя обязательства по оплате».

«Компания MOL владеет нефтеперерабатывающими заводами и в Венгрии, и в Словакии. То есть все происходящее – для нее ежедневные убытки. Вот почему она вызвалась сама проплачивать транзит. Если венгерской компании не разрешат это сделать, то, уверен, она подаст в суд на Еврокомиссию. Европейское законодательство вполне позволяет местным компаниям защищать свои интересы от непродуманных решений Брюсселя», – пояснил заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Впрочем, отметил эксперт, ситуацию должны разрешать в любом случае власти Евросоюза, потому что именно они в седьмом пакете санкций ввели ограничения, которые как раз и не позволили провести платеж. «ЕС должен будет оценить, скажем так, значение этого платежа и разрешение его проведение российскому банку, задействованному в этой схеме. Это не будет обходом санкций, потому что Брюссель не раз подчеркивал: суть санкций заключается в том, что они не должны сильно вредить самой Европе. И запреты должны вводиться с учетом интересов европейских компаний», – напомнил Фролов.

«Официального запрета на поставки по трубопроводам нет», – вторит ему Станислав Митрахович, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности. Однако Москва может в любом случае воспользоваться этим инцидентом в свою пользу, уверен эксперт, а именно – разъяснить Западу о том, что с нами пора договариваться, надо вступать в переговоры, смягчать санкционные ограничения. И тогда ситуация стабилизируется.

«Эта история уже сейчас напоминает ситуацию с «Северным потоком». Запад вновь запутался в собственных санкциях. Ввели столько запретов, что сами ограничили себе возможности для поставок нефти в Европу. В свою очередь, Москва могла бы воспользоваться этой ситуацией и дать понять Западу, что поставки энергоресурсов могут прекратиться в любой не самый удобный момент для Европы. Так что, может, стоит задуматься? Не пора ли, как и в истории с турбиной для «Северного потока», санкции если не отменить, то хотя бы ослабить?» – задается вопросом Митрахович.

Тем временем официальный Будапешт призвал к скорейшему возобновлению поставок. «Насколько нам известно, остановка нефтепровода «Дружба» вызвана проблемой технического характера. Венгерская сторона также пытается ходатайствовать, чтобы ситуация разрешилась и поставки возобновились как можно скорее», — цитирует пресс-службу правительства Венгрии RT. В кабмине заверили, что в настоящий момент в стране достаточно запасов нефти.

Поздно вечером обнадеживающие новости пришли из другой пострадавшей страны – из Чехии. Прокачка нефти по южной ветви нефтепровода «Дружба» должны возобновиться в течение ближайших дней, сообщило информационное агентство ЧТК. Чешские НПЗ в данный момент снабжаются нефтью в полном объеме. Она поступает из национальных нефтехранилищ, в которых, согласно агентству, накоплено достаточное количество сырья. При этом вопрос о получении нефти из запасников госрезерва не рассматривается, передал ТАСС.

Теоретически можно сделать так, чтобы компании самостоятельно платили за транзит компании «Укртранснафта», и платежи будут проходить без проблем, предлагает, в свою очередь, Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности. Впрочем, он убежден, что подоплека скандала – скорее политическая.

«У Венгрии и Словакии нет других источников получения нефти. Без поставок из России им не обойтись. Перекрытие «Дружбы» может быть своего рода местью Евросоюза Венгрии, которая весной долго блокировала пакет антироссийских санкций», – сказал эксперт в интервью газете ВЗГЛЯД.

«Формально поставки эти разрешены, да и платеж за них должен проходить. Но этот платеж теперь должен проверить и пропустить специальный санкционный оператор Евросоюза. А тот, в свою очередь, оправдывается тем, что у него нет «необходимого регламента».

То есть чисто бюрократическая история, которая на самом деле превращается в месть Брюсселя Венгрии

за ее самостоятельную политическую позицию», – полагает эксперт. Действительно, советница министра энергетики Украины, бывшая замглавы МИДа Елена Зеркаль в мае заявляла, что у Киева есть рычаг давления на Будапешт в виде южной нитки «Дружбы», с которой, по ее словам, может «что-то случиться». Ее комментарий прозвучал на фоне нежелания Будапешта отказываться от российского газа, вопреки давлению Брюсселя, который в тот момент никак не мог согласовать очередной пакет карательных мер против России.

Экс-президент Украины Петр Порошенко ранее прямо призывал перекрыть трубу в Венгрию. «Перекрытие трубопровода «Дружба» стало бы мощным переломным фактором», – указывал он. В ответ советник премьера Венгрии по политическим вопросам Балаж Орбан тогда заявил, что Венгрия получила гарантии от стран Евросоюза, что, если что-то случится с «Дружбой», нефть для нее будет поступать из России по морю.

Нефтепровод «Дружба» был построен в 1960-е годы. Он берет свое начало в Самарской области, проходит через Брянск и далее разветвляется на северный и южный участки, проходя через территорию Белоруссии, Украины, Польши, Германии, Чехии, Словакии, Венгрии, Латвии и Литвы. Украинский участок нефтепровода находится в собственности «Укртранснафты». Именно ей Россия и платит за транзит.

Ранее председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас отмечал, что Украину более нельзя считать страной, безопасной для транзита энергоносителей.

Рафаэль Фахрутдинов, Алена Задорожная, Дарья Волкова, ВЗГЛЯД