Евросоюз потерял 85% замороженных российских активов
Общий размер активов Банка России, замороженных странами Евросоюза, оценен в $258 млрд, однако большая часть из них не доступна для политических властей ЕС, вводящих санкции против Москвы. По сообщениям агентства Bloomberg точные данные имеются лишь о $36,4 млрд, принадлежащих России, остальные активы числятся «потерявшимися». Вопрос о судьбе российских миллиардов, «застрявших» в европейских банках, обрел в последнее время исключительную остроту, поскольку Брюссель намерен передать эти средства киевскому режиму «для восстановления страны».
Как справедливо отмечает юридическая служба ЕС, для передачи Киеву российских активов, их сначала надо найти. Она порекомендовала саммиту ЕС с участием украинского президента Владимира Зеленского обязать европейские банки незамедлительно передать всю информацию о замороженных средствах России Еврокомиссии.
Кроме того, юристы ЕС призвали «работать с Группой семи и международными партнерами ЕС», чтобы отыскать остальную часть замороженных российских золотовалютных резервов, если Брюссель собрался инвестировать их, чтобы выплатить проценты Украине. Именно такой механизм использования замороженных российских средств рекомендовала юрслужба Брюсселя, чтобы обойти закон о невозможности конфискации чужой (в данном случае — российской) собственности. Но эффективность плана будет напрямую зависеть от того, какая часть этих средств будет найдена на счетах европейских коммерческих и центральных банков.
Тут важно понимать, что резервы, размещенные за рубежом — это не закопанный в брюссельском поле и даже не спрятанный в каком-то хранилище сундук с купюрами. Это денежные средства, хранящиеся на депозитах и иных счетах зарубежных банков, а также государственные долговые бумаги.
Отмечается, что законы Евросоюза позволяют инвестировать замороженные активы России и использовать полученные доходы для помощи режиму Зеленского, однако сначала власти ЕС должны установить точный размер активов, принадлежащих Банку России, а также других заблокированных средств, имеющих российское происхождение. О том, насколько законны подобные действия со стороны ЕС и каковы могут быть их последствия для России, мы спросили экспертов.
Александр Разуваев, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:
«Понятно, что деньги, которые уйдут на Украину, никогда обратно не вернутся. В обсуждаемой инициативе от юристов ЕС речь идет о ликвидных активах, то есть в поле экспроприации попадут облигации и кэш — наличные деньги. Облигации будут проданы, кэш — разворован! Я думаю, что в случае, если ЕС от слов перейдет к делу, начнет изымать наши активы и передавать их киевскому режиму, Россия будет формально судиться, но параллельно действовать аналогично: ответ от нашей страны в ЕС почувствуют через национализацию европейских активов на Мосбирже».
Гарегин Митин, завкафедрой отраслевого государственного управления и пространственного развития Университета «Синергия»:
«Чтобы говорить о широте применения ЕС конфискационной практики, надо сначала понять её критерии. Теоретически, само по себе российское происхождение капитала, на который приобретены активы, будет критерием для конфискации или национализации. И тогда под удар попадает каждый российский рубль за рубежом. Если говорить о территориальном применении конфискационных мер, то В Евросоюзе ввести такие меры сложнее из-за Конвенции о защите прав человека, которая охраняет право собственности. Просто так отобрать российские активы нельзя — по причине нарушения баланса законности и легитимности при конфискации: её может не принять западное общество. Пока же можно сказать одно: Запад сам стал расшатывать основы священного для него права частной собственности».
Вадим Ткаченко, юрист, глава консалтинговой группы vvCube:
«Право собственности в Европе, да и во всех цивилизованных странах является незыблемым. Отход от этого правила возможен только в том случае, когда есть решение суда в отношении преступника, по которому он должен возместить денежные средства.
В отношении государств таких прецедентов нет, кроме как в отдельных случаях тоталитарных государств, когда средства использовались для целей восстановления или контрибуции. Такие прецеденты были в прошлом, но новых механизмов для этого не появилось, поэтому законных оснований для изъятия денежных средств у государства (в данном случае — России) в настоящее время нет.
Даже временное изъятие средств, если нет согласия другой стороны на безвозмездное пользование ими, незаконно — это уголовное или административно-наказуемое деяние. Тем более непонятно, как эти средства будут возвращены, ведь условия возврата должны быть прописаны в соответствующем договоре. Таким образом, ссылаться на какие-то нормы, в том числе международного права, здесь нельзя в принципе.
Что касается последствий, то подобные действия только еще больше усугубят разногласия между странами. Это будет поводом для других государств, у которых есть активы в Европе, — прежде всего азиатских и латиноамериканских — вывести оттуда свою собственность или как-то обезопасить ее. В результате финансовый рынок Европы может гораздо больше потерять, чем приобрести».