«Ф-15 возвращен к жизни, чтобы компенсировать недостатки Ф-35». В США не верят в могущество «Пингвина» и снова реанимируют «Орла».
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g» itemProp=»headline»>"Ф-15 возвращен к жизни, чтобы компенсировать недостатки Ф-35". В США не верят в могущество "Пингвина" и снова реанимируют "Орла".4 минуты172 прочтенияСегодняСегодняСША вынуждены возродить производство Ф-15 полувековой давности просто потому, что "Пингвин" не оправдывает возложенных надежд. Фото ВВС СШАСША вынуждены возродить производство Ф-15 полувековой давности просто потому, что "Пингвин" не оправдывает возложенных надежд. Фото ВВС США
В 2006 году, после первого полёта многоцелевого стелс-самолёта F-35 Lightning II, в США окончательно прекратили выпускать истребители четвертого поколения для собственных ВВС. Ф-16 ещё выпускались и модернизировались для зарубежных клиентов, но внутри министерства ВВС существовала уверенность, что ни "Боевые соколы", ни "Орлы" родной истребительной авиации больше не понадобятся. Вера в святой "стелс" была настолько велика, что от проверенных и весьма боевитых "старичков" отказались в пользу машины, которая ещё не прошла сертификацию, не была окончательно допущена к полётам и ещё не было принято решение о её серийном производстве. Оно вообще было получено только зимой прошлого года. От Ф-35 все ждали необыкновенных чудес, но их явление всё затягивалось и затягивалось, а основная грязная работа по-прежнему лежала на плечах самолётов, чьи лучшие годы пришлись на конец двадцатого века.
А они, между прочим, не молодели, и уже к концу прошлого десятилетия многие были списаны, что называется, по выслуге лет. Серийное производство "пингвинов" тоже не то, чтобы форсировалось, и параллельно ему разработчикам пришлось преодолевать многочисленные детские болезни Ф-35, многие из которых так и остались неизлечимыми. Он конечно впечатлял хорошими радарами, мощной электронной начинкой и красиво представленными на бумаге сетецентрическими возможностями, однако проблемы имелись и с двигателем, и с взлётно-посадочными устройствами, и с новой линейкой оружия, и главное, с невидимостью.
В последнее время все чаще приходится видеть Ф-35 с оружием на внешней подвеске. При такой компоновке смысл "невидимости" полностью ускользает. Фото ВВС СШАВ последнее время все чаще приходится видеть Ф-35 с оружием на внешней подвеске. При такой компоновке смысл "невидимости" полностью ускользает. Фото ВВС США
А без всего этого эффективность "пингвина" по сравнению со стоимостью была, как бы это помягче выразиться, сомнительной. Летными качествами он никогда не блистал, а запустить ракету "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM, "воздух-поверхность" AGM-158 JASSM, или управляемую бомбу JDAM можно было и с Ф-16, причем с большей полезной нагрузкой и в разы меньшей стоимостью одного часа полёта. Поэтому возвращение, так сказать к истокам, хоть и бросало тень на репутацию новенького "стелса", но казалось неизбежным. Ф-16, произведенного в огромных количествах, начали модернизировать по программе "Вайпер", а вот производство Ф-15, закрытое ещё в конце девяностых, было решено возвращать. В 2018 году эта крамольная прежде мысль была впервые озвучена высокими чинами из министерства ВВС, а в апреле 2021 года самолёт получил обозначение Boeing F-15EX Eagle II и совершил первый полет.
Ещё раз нужно отметить, что это было производство новых самолётов, а не модернизация старых планеров, хотя внешне Ф-15 фактически не изменился. Как описывает его крупнейший военный вестник Ворлд Дефенс Ньюс:
"Разработанный для замены устаревающего F-15C/D, F-15 EX Eagle II представляет собой новейшую технологическую эволюцию проверенной платформы. Он основан на F-15QA, варианте, разработанном для Катара, и включает в себя значительные достижения в области воздушных боевых возможностей. Среди ключевых нововведений самолета — цифровая электродистанционная система управления полетом, стеклянная кабина с сенсорным интерфейсом и мощная РЛС APG-82 AESA, которая улучшает обнаружение и поражение целей. Он также оснащен системой Joint Helmet Mounted Cueing System, позволяющей пилотам нацеливаться на угрозы, просто глядя на них, и комплектом радиоэлектронной борьбы EPAWSS. Ф-15 возвращен к жизни, чтобы компенсировать недостатки Ф-35".
"Назад в будущее". В следующем году США заказали для ВВС 26 Ф-15, стоимостью каждый в 154 млн долларов. Фото Боинг"Назад в будущее". В следующем году США заказали для ВВС 26 Ф-15, стоимостью каждый в 154 млн долларов. Фото Боинг
Стоимость нового "Орла" тоже оказалась зашкаливающей, но не о деньгах речь. Возвращением в прошлое ВВС США фактически перечеркнули десять лет обещаний, что на базе Ф-35 будет создана система, которая навсегда утвердит американское господство в воздухе. Вместо этого приходится вновь реанимировать машину, от которой на словах отказались ещё 20 лет назад. В следующем году "Иглов", принятых на вооружение почти полвека назад, построят не менее половины от количества выпущенных Ф-35. Welcome назад в будущее!
Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов. Спасибо!
Читайте ещё: Пятнадцать лет со дня полёта первого Су-57. Самолёт, который полетел и стал настоящим бойцом вопреки всем прогнозам.