Федеральный бюджет: конец нефтяной зависимости?
Зависимость государственной казны от нефтегазовой отрасли постепенно сокращается. Так, в прошлом году общий объем доходов федерального бюджета составил 29,12 трлн рублей, в то время, как нефтегазовая часть — 8,822 трлн или же 30%. Если исключать 2020 год, когда на мировом рынке нефти имелась аномалия, то это самая низкая цифра в XXI веке. Полагаю, что в 2024 году мы увидим еще большее сокращение «нефтяной» доли.
При этом нефтянка продолжает генерировать так называемые «сверхдоходы», которые по первому кварталу составят около 100 млрд рублей, а по году — 800-1000 млрд.
В связи с этим необходимо принципиальным образом пересмотреть подход не только к нефтегазовым доходам, но и к управлению всей нефтегазовой отраслью. Определить её целеполагание, актуальное для текущих реалий.
Логично, что главной задачей нефтегазовой отрасли больше не может быть исключительно наполнение государственной казны. Впервые, начиная ещё с советских времен, мы подходим к ситуации, когда можем безболезненно отказаться сугубо от такого полагания. Противоречия между доходами бюджета и обеспечением внутреннего рынка дешевым и доступным топливом постепенно уходят.
Во-первых, в связи с этим необходимо внести в налоговое законодательство существенные корректировки. А, именно, снизить уровень НДПИ в пользу возвращения и серьезного увеличения уровня экспортных пошлин. Допускаю, что это может незначительно снизить нефтегазовые доходы бюджета, однако, что важнее, такая «реформа» станет отличным драйвером развития ненефтегазового сектора, что приведет к отраслевому росту экономики и, как следствие, позволит не просто компенсировать выпадающие доходы, но и увеличит их общий объем.
Второе. Нефтегазовые доходы приобретают все большее значение для осуществления правительством инвестиционных расходов, а не только текущих. Деньги, получаемые от нефтегаза, вкладываются в несырьевые проекты экономического развития. В настоящий момент процедура происходит через механизм Фонда национального благосостояния.
Поддержанные и уже запущенные проекты вроде первого этапа расширения БАМа и Транссиба или же трассы М12 Москва — Казань генерируют для всей экономики хороший мультипликативный эффект. Подобную практику однозначно необходимо расширять.
В 2024 году правительство планирует профинансировать за счет средств ФНБ (то есть, за счет нефтегазовых сверхдоходов) проекты на общую сумму в 800 млрд рублей. Хорошо, но недостаточно. БОльшая часть ликвидной части продолжает лежать в валюте и золоте мертвым грузом.
В предыдущем материале я предлагал постепенно переводить её в ОФЗ, доходность к погашению по которым составляет сейчас 12,5-13%. На текущий момент ликвидная часть ФНБ составляет 5 трлн рублей + 800 млрд за 2023 год будут переведены в Фонд в скором времени. Покупка государственных облигаций, с одной стороны, позволит сэкономить деньги государственной казны (в широком смысле — бюджет и внебюджетные фонды). С другой стороны, обеспечит в ФНБ достаточный для инвестиций в проекты развития объем купонных выплат.
Изменившиеся геоэкономические реалии диктуют необходимость кардинального пересмотра механизмов управления государственными финансами. И нефтегазовые доходы бюджета здесь не являются исключением.