Феминистский расчёт Японии
Во время Второй мировой войны японская армия заставляла женщин и девочек обращаться в сексуальное рабство. «Я тоже» набирает обороты, пришло время вспомнить прошлое, пишет доктор Ёсико Симада — художник, историк искусства и активистка-феминистка из Японии.Статуя Мира — символ жертв сексуального рабства, эвфемистически известных как женщины для утешения.
23 января 2012 года я сидел перед посольством Японии в Лондоне, моя кожа и кимоно были полностью покрыты толстым слоем бронзовой акриловой краски на водной основе, а рот был заклеен малярным скотчем. Я была живой «статуей» японской «женщины для утешения» – женщин и девочек, которых Императорская японская армия загоняла в сексуальное рабство до и во время Второй мировой войны – в попытке рассказать о том, как они заставляют замолчать.
«Женщины для утешения» являются примером того, насколько распространены некоторые постколониальные проблемы в Восточной Азии. Японское правительство не только утверждает, что проблема «окончательно и бесповоротно решена» в соответствии с соглашением, достигнутым на встрече министров иностранных дел Японии и Южной Кореи в 2015 году, но также утверждает, что «насильственное похищение» женщин японскими военными и государственные полномочия не могут быть подтверждены ни в каких исторических документах. Поэтому правительство утверждает, что выражение «секс-рабыни» противоречит фактам и не должно использоваться .
Теперь японское правительство даже выступает против установки памятных статуй в различных странах – и вмешивается, когда статуи или другие произведения искусства, связанные со злодеяниями военного времени, демонстрируются на выставках, как в случае с выставкой « После: свобода выражения мнений?» на Триеннале Айти в 2019 году.
Насилие японского империализма
Более того, исторические ревизионисты в Японии утверждали, что «женщины для утех» были просто проститутками, а поскольку проституция была законна в довоенной Японии, в военных публичных домах нет ничего плохого. Согласно этой логике, нет необходимости предлагать компенсацию и/или извинения. Правда, однако, заключается в том, что «женщин для утех» вывозили за границу, на передовую, и они не имели права уйти по своему желанию, и эта ситуация даже по законам довоенной Японии представляла собой рабство – и, следовательно, была незаконной. .
Своим выступлением я выразил протест против требования японского правительства убрать так называемую «Статую мира», памятник корейским «женщинам для утешения», созданный в 2011 году дуэтом художников Ким Со Гён и Ким Ын Сон и установленный напротив посольство Японии в Сеуле.
Поскольку в последние годы движение «Я тоже» набрало силу на международном уровне, сексуальное насилие в отношении женщин наконец стало предметом политических дебатов в Японии.
Более того, я пытался привлечь внимание к часто упускаемому из виду факту, что насилие японского империализма не ограничивалось его колониями. Около 10 процентов «женщин для утех» были японками. Большинство из них были женщинами, которых продали в дома гейш и бордели, и они знали, что должны предоставлять секс солдатам. Существование японских «женщин для утех» иллюстрирует структуру угнетения внутри Японии – а также в ее колониях – где наиболее уязвимые с точки зрения пола и класса подвергались насилию и насилию в пользу колониального порядка.
Транснациональное совместное искусство
После первого выступления перед посольством Японии в Лондоне я снова исполнил эту работу в токийском храме Ясукуни и в японском парламенте в том же году. Затем, в 2018 году, я исполнила его в сотрудничестве с Tomorrow Girls Troop, «феминистским коллективом социального искусства четвертой волны, борющимся за равенство всех полов и гендеров в Восточной Азии».
Сотрудничество с Tomorrow Girls Troop имело решающее значение для того, чтобы поместить спектакль в транснациональные феминистские рамки. На веб-сайте группы наше коллективное выступление описывается следующим образом : «Выступления двух артистов направлены на преодоление национализма, глубоко укоренившегося в этой проблеме, и поиск солидарности за пределами границ между нациями в прошлом и настоящем».
Это также была моя попытка предотвратить сведение более широкой проблемы «женщин для утех» к двустороннему вопросу между правительствами Японии и Кореи. Я не намерен умалять или приуменьшать страдания, вызванные японской колонизацией Кореи. Но я считаю, что проблема «женщин для утех» слишком упрощена и игнорируется тот факт, что социальный класс и, конечно же, пол также играют здесь важную роль. Это опасное упрощение привело к тому, что молодые японцы вообще избегают любых обсуждений «женщин для утешения». Для них это просто стало историческим вопросом, который должны решать правительства Японии и Кореи.
Однако по мере того, как в последние годы движение «Я тоже» набирает обороты на международном уровне, сексуальное насилие в отношении женщин наконец стало предметом политических дебатов в Японии. Это делает еще более важным представить проблему «женщин для утех» так, как это актуально для сегодняшнего японского общества: не только как историческую проблему, но и как нарушение прав человека женщин. Именно здесь в игру вступают искусство и культура, а также транснациональное сотрудничество женщин в Восточной Азии и за ее пределами.
© Перевод с английского Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».