Философы Гоббс и Локк: духовные творцы Великобритании
У нас интуитивное восприятие Великобритании как мега-государства. Это информационный и финансовый центр мира, руководитель «Содружества наций» — межгосударственного объединения 54 суверенных государств под 2 млрд. человек, в которое входят все её бывшие доминионы, колонии и протектораты. А знаменитая разведслужба МИ-6. «Правь Британия!».
Как произошло это возвышение на мировой арене, ведь исторически недавно Англия была обычной страной Западной Европы. Более того, в 17 веке она пережила много событий, которые могли ее похоронить. Жесточайший экономический и религиозный кризис провоцировал политические катаклизмы. Власть в монархии была словно маятник, который раскачивался из стороны в стороны: от единоличной монархии к парламентской республике и наоборот. Англичане видели скоротечную смену монархов/диктаторов: (Карл I, Кромвель, Карл II, Яков II) и созывов парламента. Власть не могла выйти из порочного политического водоворота.
В ту сложную для Англии эпоху жили и писали свои труды философы Томас Гоббс и Джон Локк. Оба, как и все вокруг, понимали, что существующий порядок власти не годится для дальнейшего развития Англии. Однако у этих «друзей» по проблеме было большое преимущество, они тесно взаимодействовали с верхушками власти. Они слушали все мнения вокруг себя, все дискуссии, все недовольства. В этой атмосфере Гоббс создает свою знаменитую работу «Левиафан», а Локк пишет «Два трактата о правлении».
Т. Гоббс в своей работе предположил, что эффективное государство предполагает добровольное делегирование прав людей некоему исполнителю государственной власти – условному Левиафану. Левиафан должен строго подчиняться закону, он становится легитимным и подконтрольным обществу правителем. Дж. Локк работал над проблемой «священности» короля. По его мнению, монарх – не посланник Бога, а простой блюститель закона. Мыслитель утверждал, что абсолютная монархия – это не государство, государство появляется тогда, когда монарх подотчетен.
В чем инновация английских мыслителей? В исходном равенстве людей! Ранее структура общества объяснялась исходным неравенством людей, санкционированным над-человеческой инстанцией. К примеру, античный мыслитель Аристотель считал, что социальное неравенство людей вырастает из их природного неравенства (а так как природа имеет потусторонние корни, с этим следует смириться), а, к примеру, средневековый мыслитель Августин Блаженный исходил из социального неравенства людей согласно всегда правильной воле Бога. Т. Гоббс и Дж. Локк, выражая дух нового времени, отказались от роли этой высшей над-человеческой инстанции, по их мнению — социальное неравенство людей есть результат решения самих людей. И государство должно строится на этом основании.
Возможно, именно этот тезис философов сделал Британию великой.