Финансовая система России гораздо более защищена от давления Запада, чем предполагают многие аналитики
Президент США Байден пригрозил серьезными экономическими последствиями, если Путин вторгнется в Украину. Поскольку российские войска размещаются на границе Украины, угрожая вторжением, ходят слухи о том, хватит ли новых санкций президента США Джо Байдена для сдерживания агрессии Москвы и изменения ее планов.
Сообщается, что администрация Байдена взвешивает целый ряд карательных мер, которые могут ограничить доступ России к рынкам облигаций, ущемить ее ведущие коммерческие банки, ограничить ее способность конвертировать рубли в доллары и, возможно, даже ограничить ее доступ к международной системе банковских переводов SWIFT. Байден сказал, что, если Путин двинется в Украину, будут «серьезные последствия», «экономические последствия, которых он никогда не видел».
Россия пережила тяжелые времена, когда Европейский Союз ввел санкции в 2014 году и снова в 2015 году в качестве карательной реакции на вторжение в Крым. Но российские банкиры и юристы говорят, что эти меры в конечном итоге привели к некоторому отрыву России от Запада и наоборот, и что Москва теперь более самостоятельна и устойчива к давлению Запада, чем раньше. Это разделение включает финансовый сектор, где местные банки вытеснили иностранные, в частности HSBC и Barclays, а меры по борьбе с отмыванием денег были ужесточены после введения санкций ЕС.
Хотя некоторые из этих мер были нацелены на подавление подвергшихся остракизму местных олигархов, они также во многом помогли изолировать Россию от власти западного капитала и возможных карательных мер. «Санкции не дали результата; им не удалось каким-либо значимым образом подчинить себе Россию», — сказал Филип Гаджон, директор банка «Открытие», одного из крупнейших банков страны, имеющий многолетний опыт работы в банковской сфере в России, — «Трудно сказать, что именно ожидалось в результате санкций, ожидали ли они, что Путин изменит свою политику и вернет Крым? Это далеко не в его характере».
Аналитики, разумеется, согласны с тем, что западные санкции нанесли ущерб экономике России. «Санкции, а также контрсанкции (введенные правительством России) замедляют экономику и определенно имеют макроэкономический эффект», — сказал Влад Козлов из Ami Capital, — «Таким образом, некоторые из основных игроков в сфере финансовых услуг, такие как ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) и МВФ (Международный валютный фонд) покинули Россию, а технологии и потоки инвестиций на рынок значительно сократились».
Но многие неиспользованные экономические ресурсы России, в том числе ее богатые запасы энергоресурсов, привлекли азиатских инвесторов и компании, которые в значительной степени игнорировали санкции и скупили прибыльные активы и позиции, оставленные бегством западных инвесторов. «Изолируя Россию с помощью санкций, вы также даете возможность китайцам, японцам и южнокорейцам прийти и занять место западных компаний», — сказал Алексей Рудьяк, партнер Герберта Смита Фрихилла в Москве. Аналитики и наблюдатели отмечают, что Китай также значительно продвинулся на российский рынок с 2014 года, что совпало с расширением геополитического сотрудничества с Пекином. «Санкции по сути вынудили Россию обернуться к самой себе. Более крупные местные финансовые институты смогли созреть, увеличить свою долю на рынке и консолидировать рынок в России», — сказал Гаджен, — «Местные банки перешли к тому бизнесу, которым когда-то могли заниматься только жители Запада. Многие истолковывают санкции как то, что они дали российскому бизнесу определенную степень протекционизма».
Переход России к большей самостоятельности финансового сектора в то же время задействовал капиталистические инструменты, которым местные предприятия научились, когда страна шла на более решительный курс глобализации и становилась более приемлемым членом международного сообщества, возглавляемого Западом. «У людей сложилось впечатление, что у России антагонистические отношения с Западом, и поэтому она все делает по-своему и стоит в стороне от мировых практик. Это не так. России всегда приходилось перенимать западную практику, и они делали это под своим собственным знаменем», — сказал Гаджен, — «Финансовые услуги особенно старались изо всех сил, чтобы иметь регуляторную среду, очень похожую на западную».
Центральный банк России, который многие считают жестким и зачастую беспощадным регулятором, играет важную роль в обеспечении соблюдения Россией требований международных финансовых рынков и возможных санкций и их изоляции от них. «Центральный банк очень строг, и некоторые параметры используются для управления банком в том направлении, которое желает центральный банк. Возможно, это не поможет в бизнесе, но вы все равно должны это сделать, потому что это входит в список параметров. Это помогает управлять системой так, как это удобно для регулирующих органов», — сказал Андрей Литвинов, бывший директор Life Financial Group.
Российские регуляторы потребовали от западных операторов кредитных карт MasterCard и Visa использовать государственный процессинговый центр Национальной системы платежных карт (НСПК) для обработки всех российских транзакций. Это дает компаниям определенную изоляцию, если Байден вытеснит Россию из системы SWIFT, говорит Гаджон. По его словам, российский рынок является одним из самых прибыльных в мире для западных компаний, выпускающих кредитные карты.
Президент ЦБ Эльвира Набиуллина — известное доверенное лицо Путина, и некоторые говорят, что он управляет банком как своей частной вотчиной. «Если вы ей не нравитесь на личном уровне, вы обречены. Некоторые владельцы банков вложились в построение с ней отношений и выжили. Речь идет не только о соблюдении параметров, это о том, чтобы найти общий язык и проявить лояльность», — сказал один банкир, чья организация поссорилась с ЦБ.
ЦБ РФ ежедневно демонстрирует свои силы: сотрудники отдела комплаенс-контроля подробно отслеживают транзакции, чтобы предотвратить возможные злоупотребления со стороны банков — обвинения, которые могут дать повод для еще более жестких санкций со стороны Запада. «Они считают себя продолжением государства для проверки банков. Этим авторитетом часто злоупотребляют. Это связано с их культурным происхождением», — сказал Гаджен, = «Они буквально изучают каждую транзакцию, чтобы идентифицировать контрагентов с помощью расширенной автоматизации. Особое внимание уделяется выявлению отдельных нарушений и сбоев».
По его словам, позиция центрального банка по умолчанию заключается в том, чтобы не доверять банкам правильную отчетность с использованием собственных моделей, разработанных внутри страны. Жесткие меры в отношении мелких банков, многие из которых ранее были связаны с определенными олигархами, продемонстрировали решимость ЦБ очистить рынок. Раньше в России было около 2000 так называемых «карманных» учреждений примерно семь лет назад, то есть когда Запад ввел санкции в отношении Крыма. С тех пор это их число резко сократилось. «Центральный банк России очистил игровое поле, отозвав лицензии и объявив банки банкротами за нарушение всевозможных правил. Что выжило, так это более эффективная и прозрачная, более управляемая и более совместимая система», — сказал Алексей Рудяк, партнер Herbert Smith Freehills в Москве, — «Раньше у нас было огромное количество фальшивых банков-мошенников. Регулирующий орган проделал очень хорошую работу». «Это красная стена банков, большинство из которых являются государственными, к которым иностранные консультанты должны подойти и продать. Рынок стал намного более конкурентным», — сказал Гаджен.
Плохое соблюдение требований и явные злоупотребления со стороны более мелких банков серьезно подорвали репутацию России, о чем свидетельствует скандал с Банком Нью-Йорка 1990-х годов на сумму 22 миллиарда долларов и недавний подозрительный отток средств на сумму около 200 миллиардов долларов из российских и других бывших советских национальных банков через Danske Bank, эстонский филиал. «Более мелкие банки занимались отмыванием денег и избегали надзора, создавая счета в других юрисдикциях», — сказал Литвинов.
В то время как способность Америки и всего Запада нанести финансовый ущерб России с помощью новых санкций не вызывает сомнений, поворот Москвы внутрь себя с 2014 года означает, что карательные меры уже не будут такими сильными, как раньше. Но есть более серьезные вопросы о том, входит ли нанесение дальнейшего ущерба экономике России в интересы Европы и, соответственно, США, учитывая растущую зависимость первой от импорта российских энергоносителей.
Администрация Байдена, вероятно, уговорит Европу ужесточить свои санкции и может усилить свои собственные санкции, но карательная политика будет иметь меньшее влияние, чем раньше, и, поскольку в 2014 году может быть недостаточно, чтобы изменить позицию Путина в отношении Украины.
НИК КОЧАН