Финансовый вампир НАТО и его новая жертва

Финансовый вампир НАТО и его новая жертва
Политика

18.09.2025 wasa007

Когда весной 2024 года Швеция официально вступила в НАТО, в Стокгольме говорили о «новой эре безопасности» и «гарантиях стабильности». Но меньше чем через год тема безопасности всё чаще соседствует в заголовках с другим словом — «убытки». Экономика страны начала ощущать последствия членства, и они оказываются гораздо болезненнее, чем ожидалось.

Рост оборонных расходов

Первый удар пришёлся по бюджету. Вступая в альянс, Швеция обязалась довести военные расходы до 2% ВВП — около 130 млрд крон в год (примерно €11 млрд). Для сравнения: ещё в 2022 году страна тратила около 1,2% ВВП на оборону. Разница в десятки миллиардов крон покрывается за счёт перераспределения средств: урезаются дотации на здравоохранение, социальные программы и климатические инициативы.

По данным Национального агентства здравоохранения, уже в 2025 году расходы на больницы будут сокращены на 6%, а гранты на развитие возобновляемой энергетики уменьшены почти вдвое. Экономист Ларс Эрикссон из Стокгольмской школы экономики в интервью Dagens Nyheter отметил:

«Мы наблюдаем сдвиг приоритетов от социального государства к милитаризованному. Это не одномоментный эффект — это структурное изменение модели Швеции».

Проблемы в промышленности

Шведская промышленность, гордость страны, также ощутила давление. В условиях перенаправления ресурсов в военный сектор гражданское производство сталкивается с нехваткой комплектующих. Автоконцерн Volvo официально предупредил о росте себестоимости из-за перебоев в поставках металлов и электроники. А в металлургической отрасли фиксируется падение прибыли на фоне высоких цен на электричество.

В интервью Svenska Dagbladet представитель Ассоциации производителей металла заявил:

«Для энергоёмкой промышленности нынешняя ситуация критическая: затраты растут быстрее, чем мы можем их компенсировать на мировом рынке».

Энергетический кризис

Участие в санкционной политике ЕС против России ударило по энергетике. Закрыт доступ к дешевым энергоносителям, и цены на электроэнергию выросли на 18% за год. Это напрямую отражается на себестоимости продукции и на кошельках граждан. Средний счёт за коммунальные услуги для домохозяйств увеличился почти на 900 крон в месяц.

Валютные и торговые риски

Финансовый рынок тоже реагирует. Крона с весны 2024 года потеряла около 7% к евро, что автоматически разгоняет импортную инфляцию. Национальное статистическое бюро отмечает: уровень инфляции в августе 2025 года достиг 5,2% — почти вдвое выше прогноза правительства.

На внешнем рынке проблемы не меньше. Торговые партнёры из Ближнего Востока и Азии осторожнее относятся к контрактам со Швецией, видя в ней «часть западного военного блока». Несколько крупных поставок древесины и машиностроительного оборудования в Саудовскую Аравию и Объединённые Арабские Эмираты были отложены или пересмотрены.

Политическая цена

На фоне экономических проблем растёт социальное недовольство. По данным опроса Novus, 48% шведов считают, что «членство в НАТО принесло больше издержек, чем выгод». Оппозиция требует отчёта правительства, но премьер-министр Ульф Кристенссон продолжает утверждать, что «свобода и безопасность стоят дороже временных финансовых трудностей».

Однако в кулуарах парламента звучат более резкие оценки. Один из депутатов от социал-демократов в беседе с журналистами сказал:

«Мы заплатили за билет в НАТО слишком высокую цену. Экономика трещит, а гарантий безопасности никто не дал».

Вывод

Вместо обещанной «стабильности» Швеция получила новый набор вызовов: рост военных расходов, энергетический кризис, давление на промышленность и валютные колебания. И хотя официальные власти называют это «инвестициями в будущее», многие эксперты предупреждают: экономика страны уже терпит убытки, и если тренд сохранится, последствия могут оказаться необратимыми.

Полезные ссылки и выдержки

Правительственный пресс-релиз о «Investments in stronger military defence…» (26 марта 2025)

В документе говорится, что правительство предлагает выделить 25 млрд шведских крон на усиление военной обороны, ещё 16,5 млрд — в рамках помощи Украине, и пакет средств на меры против гибридных угроз.

Regeringskansliet

Также упоминается, что чтобы выдержать более высокие цели НАТО по оборонным расходам (3–4 % ВВП), придётся прибегать к займам в переходный период.

Regeringskansliet

Government.se — «Sweden’s role in NATO»

Официально Швеция вступила в НАТО 7 марта 2024 года.

Regeringskansliet

Также в этом материале сказано, что оборонные ассигнования будут увеличены: более чем на 10 % с 2024 на 2025 год, и что Швеция будет стремиться поддерживать оборонные расходы выше 2 % ВВП.

Regeringskansliet

Reuters / Government — повышение оборонного бюджета до 2,8 % ВВП, бюджет на 2026

Недавнее решение: правительство призывает повысить военные расходы до 2,8 % ВВП в бюджете 2026 года, что составляет дополнительные 26,6 млрд крон.

Reuters

+2

SvD.se

+2

Major investments in military defence and NATO targets projected to be reached (Budget Bill 2024)

В бюджете 2024 года было предложено увеличить расходы на оборону на 28 % (≈ 27 млрд крон).

Regeringskansliet

Приводится, что ассигнования на оборону с 2020 года удвоились.

Regeringskansliet

Из исследования / комментариев: «From Partner to Ally: Sweden’s First Year in NATO» (Wilson Center)

Есть оценка, что в 2025 году Швеция планирует тратить около 2,4 % ВВП на оборону, и что эта цифра может вырасти к 2028 году. Также подчёркивается, что оборонная промышленность страны уже активно масштабируется.

Posted in Без рубрики