Финляндия на грани катастрофы. Как недоумки во власти сделали стране «харакири». Крах очередного соседа России

Мир

19:39, 26 август 2025
484
0

Финляндия на грани катастрофы. Как недоумки во власти сделали стране «харакири». Крах очередного соседа России

Финляндия на грани катастрофы. Как недоумки во власти сделали стране «харакири». Крах очередного соседа России

Новости СМИ2

Разрыв экономических связей с Россией после введения санкций Евросоюзом стал для Финляндии ударом, последствия которого ощущаются по сей день. Как заявили в Центральной торговой палате страны, больше всех среди государств ЕС пострадала именно Финляндия — её экономика, тесно интегрированная с российским рынком, оказалась в состоянии глубокого кризиса. Тысячи компаний потеряли ключевого партнёра, логистические маршруты были разрушены, а традиционные экспортные отрасли — от лесопромышленного комплекса до машиностроения — оказались на грани коллапса. Несмотря на заверения властей о «перенаправлении» экспорта, реальные убытки достигли миллиардов долларов, а восстановление может занять десятилетия.

Крушение экспорта: от тысяч компаний — до десятков

До 2022 года более двух тысяч финских компаний вели активную торговлю с Россией. Для многих из них — особенно в приграничных регионах — российский рынок был не просто дополнительным направлением, а основным источником дохода. Однако после введения санкций и ответных контрмер со стороны России число экспортеров сократилось катастрофически: сегодня их осталось менее ста.

«Потери компенсировали увеличением экспорта на другие рынки», — утверждал Банк Финляндии в одном из своих обзоров.

Однако эксперты сомневаются в устойчивости этих цифр. По оценкам Конфедерации промышленности Финляндии, совокупные убытки от потери российского рынка составили около четырёх миллиардов долларов. Экспорт машин, оборудования и электроники упал на 63% уже к марту 2022 года, а поставки сельскохозяйственной продукции, особенно молочных продуктов, резко сократились.

Кризис в ключевых отраслях

Наиболее сильно пострадали отрасли, традиционно ориентированные на российский рынок. Среди них — машиностроение, логистика, судостроение, подъёмно-транспортное оборудование и технологии для горнодобывающей промышленности. Крупные компании, такие как KONE, Wärtsilä, Fortum, YIT и авиакомпания Finnair, были вынуждены сворачивать операции, пересматривать бизнес-стратегии и сокращать штаты.

Порты Хельсинки и Котка столкнулись с резким падением грузооборота, железнодорожные перевозки через границу были полностью остановлены. Это не только лишило страну доходов, но и нарушило работу всей транспортной инфраструктуры. Профессор Надежда Капустина (Финансовый университет при Правительстве РФ) отмечает:

«Транспортный коридор через Финляндию в Россию был одним из самых загруженных в Европе. Его закрытие стало ударом по логистике всей Северной Европы».

Туризм и приграничные регионы: экономика в руинах

Особенно тяжёлым стал кризис для приграничных регионов, таких как Южная Карелия, где экономика долгие годы строилась на потоке российских туристов. По данным Регионального совета Южной Карелии, экономический ущерб от отсутствия российских гостей в 2024 году достигал миллиона евро в день. Закрылись гостиницы, рестораны, магазины duty-free, туристические агентства.

Ассоциация предпринимателей региона заявила, что даже при условии восстановления границы, на восстановление экономических связей уйдёт не менее десяти лет. Географическая близость, удобные транспортные маршруты и исторически сложившиеся торговые связи создавали для Финляндии уникальные конкурентные преимущества. Россияне активно покупали финские продукты, бытовую химию, одежду, электронику — формировалась целая инфраструктура, рассчитанная на приграничную торговлю.

Лесопромышленный комплекс под ударом

Одной из наиболее пострадавших отраслей финской экономики в условиях разрыва торговых связей с Россией оказалась лесная и деревообрабатывающая промышленность — ключевой сектор, на протяжении десятилетий обеспечивавший стране стабильный экспорт и высокую добавленную стоимость. Россия долгое время оставалась главным внешним рынком сбыта для финской целлюлозы, бумаги, картона и упаковочных материалов. Для таких гигантов, как UPM и Stora Enso, российский потребитель был не просто крупным клиентом, а стратегическим партнёром, обеспечивавшим предсказуемый спрос и долгосрочные контракты.

Потеря этого рынка стала серьёзным ударом: компании были вынуждены экстренно пересматривать свои экспортные стратегии, искать новые каналы сбыта и адаптировать производство под требования Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Однако перенастройка глобальных логистических цепочек — процесс длительный и дорогостоящий. Особенно остро это ощущается в условиях растущей конкуренции со стороны канадских, бразильских и скандинавских производителей.

Ещё более сложной оказалась ситуация с сырьевой базой. В мае 2022 года Евросоюз ввёл запрет на импорт древесины из России в рамках пятого пакета санкций. Это решение стало для Финляндии неожиданным и разрушительным, учитывая глубокую взаимозависимость двух стран в лесопромышленной сфере. До санкций Россия поставляла в Финляндию высококачественную хвойную древесину, востребованную для производства пиломатериалов, ДСП и, что особенно важно, — для целлюлозно-бумажного производства.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2021 году объём экспорта лесоматериалов в страны, признанные «недружественными», составил 504 миллиона евро. При этом на долю одной только Финляндии пришлось 374,5 миллиона евро, что делает её крупнейшим европейским покупателем российской древесины. Финские компании начали активно закупать сырьё в Латвии, Эстонии и даже в Турции, но эти рынки не могут полностью компенсировать объёмы, поставлявшиеся из России. Кроме того, стоимость импортной древесины оказалась существенно выше, а логистика — менее эффективной.

В итоге, по оценкам Банка Финляндии, лесопромышленный сектор страны сократился примерно на 10% за три года. При этом попытки компенсировать потери за счёт внешних поставок оказались неудачными: в 2023 году объём импорта древесины из других стран не превысил 40% от довоенного уровня поставок из России.

Дефицит и рост цен: экономика под давлением

По данным Metsäkeskus (Лесного центра Финляндии), из-за санкций и нехватки сырья цены на древесину выросли в среднем на 10%, а на наиболее востребованную — балансовую древесину, необходимую для производства целлюлозы, — на 20%. Это привело к удорожанию всей продукции лесной промышленности, включая бумагу, упаковку и строительные материалы.

В результате, по оценкам Банка Финляндии, финская лесная промышленность сократилась на 10%. При этом зарубежные поставки древесины в 2023 году не превысили 40% от уровня 2019 года.

«Компенсировать удалось лишь малую часть российского импорта. Вырубка леса не устранила дефицит», — констатируют в центральном банке.

Россия перенаправляет экспорт, Финляндия теряет позиции

В то время как финская экономика продолжает ощущать на себе тяжёлые последствия разрыва торговых связей с Россией, российские лесопромышленные компании не только стабилизировали, но и значительно расширили свою экспортную деятельность. Уже к 2023 году объём экспорта древесины и деревообрабатывающей продукции из России вырос на 33% по сравнению с предыдущим годом и приблизился к четырём миллиардам долларов. Этот рост стал возможен благодаря масштабной переориентации логистических маршрутов и активному наращиванию поставок в страны Азии и Ближнего Востока.

Лидером по импорту российской древесины стал Китай, поглотивший 14 миллионов кубометров — в основном хвойной древесины, пиломатериалов и технической древесной массы. Китайские переработчики оценили доступность и высокое качество российского сырья, особенно в условиях дефицита лесоматериалов на глобальном рынке. Второе и третье места заняли Узбекистан (около 2 млн куб. м) и Казахстан (1,1 млн куб. м), которые используют российскую древесину как для внутреннего строительства, так и для последующей переработки и реэкспорта.

При этом всё большую роль начинают играть такие рынки, как Индия и Южная Корея, где растёт спрос на устойчивые и экологичные строительные материалы, а также на упаковку из бумаги и картона. Российские экспортеры активно налаживают прямые контракты с азиатскими дистрибьюторами, снижая зависимость от транзитных схем и развивая собственные логистические хабы в портах Дальнего Востока.

Цена политических решений

Финляндия стала классическим примером того, как геополитические решения, принимаемые на уровне ЕС, могут обернуться катастрофой для конкретной национальной экономики. Разрыв с Россией, которая была стратегическим партнёром по торговле, логистике и энергетике, привёл к системному кризису. Многие компании оказались в предбанкротном состоянии, регионы обнищали, а рост цен бьёт по кошелькам обычных граждан.

Несмотря на попытки диверсификации, компенсировать утрату российского рынка в ближайшие годы вряд ли удастся. Эксперты сходятся во мнении: восстановление экономических связей с Россией — единственный путь к стабильности. Однако в нынешней политической конъюнктуре это выглядит маловероятным. Пока Финляндия продолжает платить высокую цену за лояльность блоку, теряя не только рынки, но и своё экономическое будущее.

________________

RuNews24.ru, Яндекс.Дзен

Posted in Без рубрики