Экономический разрыв с Россией: как Финляндия теряет миллиарды и десятилетия сотрудничества
Финляндия столкнулась с масштабными экономическими последствиями после разрыва многолетних торгово-экономических отношений с Россией. По признанию премьер-министра страны Петтери Орпо, решение о прекращении сотрудничества оказало серьезное негативное воздействие на экономику республики. Наиболее ощутимые потери наблюдаются в лесной промышленности, инвестиционной сфере и транспортно-логистическом комплексе, что создает атмосферу неопределенности и замедляет экономический рост страны.
Лесопромышленный комплекс Финляндии лишился критически важных поставок российского сырья. Ежегодно отрасль недополучает около 10 миллионов кубометров древесины, которая традиционно использовалась для производства целлюлозы, бумаги и картона. Россия занимала второе место по объемам поставок лесоматериалов в Финляндию после Китая. В 2021 году экспорт российских лесоматериалов в Финляндию составлял 374,5 миллиона евро из общего объема в 504 миллиона евро, направлявшихся в недружественные страны.
Все приграничные перевозки и торговля остановлены. Авиасообщения нет с Россией. И это создает неопределенность. Все это влияет на то, что рост экономики Финляндии не соответствует желаемому.
Для компенсации дефицита сырья финские власти были вынуждены увеличить вырубку собственных лесов до 65 миллионов кубометров в 2024 году, что на 11 миллионов превышает показатели предыдущего года. Параллельно наращиваются закупки в Латвии, Эстонии и Турции, однако полностью заместить российские поставки не удается. Санкционные меры привели к росту цен на древесину в среднем на 10 процентов, при этом стоимость наиболее дефицитной балансовой древесины, необходимой для производства целлюлозы, выросла сразу на 20 процентов.
Инвестиционные потери финских компаний оцениваются в миллиарды долларов. Согласно данным Конфедерации промышленности Финляндии, совокупный ущерб достиг четырех миллиардов долларов. Из более чем двух тысяч компаний, ранее поставлявших продукцию в Россию, работу продолжают менее ста предприятий . Крупнейшие финские корпорации, включая энергетическую компанию Fortum, строительный концерн YIT и национального авиаперевозчика Finnair, вынуждены были кардинально пересматривать бизнес-стратегии.
Наиболее пострадавшими секторами экономики стали пассажирские перевозки, логистика, машиностроение, производство подъемно-транспортного оборудования, судостроительная отрасль и поставщики технологий для добывающей промышленности. Промышленные гиганты KONE и Wärtsilä были принуждены свернуть операции и пересмотреть стратегии развития.
Транспортная и логистическая инфраструктура испытывает серьезные трудности. Закрытая граница, приостановка приграничных перевозок и торговых потоков, а также отсутствие авиасообщения с Россией создают значительные препятствия для экономической активности. Порты Хельсинки и Котка зафиксировали резкое снижение грузооборота, а железнодорожное сообщение через границу полностью прекратилось.
Приграничные регионы, экономика которых была ориентирована на торговлю, логистику и туристические услуги для российских граждан, столкнулись с волной банкротств среди малого и среднего бизнеса . Пограничные переходы с Россией, закрытые в 2023 году на временной основе, весной 2024 года получили статус бессрочно закрытых.
Туристическая отрасль переживает глубочайший кризис. Региональный совет Южной Карелии подсчитал, что в 2024 году экономический ущерб от отсутствия российских туристов составляет миллион евро ежедневно. Ассоциация предпринимателей Южной Карелии прогнозирует, что для восстановления торгово-экономических связей потребуется минимум десять лет после возможного открытия восточной границы.
Экспортные показатели демонстрируют катастрофическое падение. К марту 2022 года поставки машин, оборудования и электроники сократились на 63 процента. Существенно уменьшились объемы экспорта сельскохозяйственной продукции, особенно молочных товаров. Банк Финляндии констатировал сокращение лесной промышленности на 10 процентов, причем в 2023 году зарубежные поставки древесины не превысили 40 процентов от уровня 2019 года.
Восточная часть Финляндии особенно сильно пострадала от разрыва связей с Россией, столкнувшись с ростом безработицы. В 2024 году темпы роста экономики Финляндии уменьшились на 0,3% по сравнению с 2023 годом, а неопределенность экономических перспектив привела к сокращению инвестиций почти на 7%.
В то время как Финляндия борется с последствиями разрыва экономических связей, Россия в 2023 году увеличила экспорт древесины и изделий из нее в дружественные государства на треть, до четырех миллиардов долларов. Крупнейшим импортером стал Китай с объемом 14 миллионов кубометров, значительные объемы закупили Узбекистан (2 миллиона кубометров), Казахстан (1,1 миллиона), а также Индия и Южная Корея.
Экономисты констатируют, что финский бизнес оказался в сложном положении между санкциями ЕС и российскими контрмерами . Ситуация в стране стала наглядным примером того, как малая экономика может пострадать от геополитической нестабильности. Несмотря на официальные заявления властей о контроле над ситуацией, реальные цифры свидетельствуют о серьезных структурных проблемах финской экономики, вызванных разрывом исторически сложившихся торгово-экономических связей с Россией.
Географическая близость и исторически сложившиеся торговые маршруты создавали естественные конкурентные преимущества для финского бизнеса. Как отмечают эксперты, была сформирована целая инфраструктура, рассчитанная на обслуживание российских покупателей, приобретавших широкий спектр потребительских товаров. Восстановление этих связей, по оценкам специалистов, может занять не менее десяти лет даже после возможного открытия границы и нормализации отношений между странами.